Примерное время чтения: 3 минуты
2319

Мост в Кенигсберг. Сохранит ли Калининград уникальное сооружение XV века

Деревянный мост (нем. Holzbrücke) между Альтштадтом и Ломзе был построен в 1404 году.
Деревянный мост (нем. Holzbrücke) между Альтштадтом и Ломзе был построен в 1404 году. / Станислав Ломакин / АиФ

В ближайшие два года в Калининграде, который, как и Кенигсберг, называют городом семи мостов, должны реконструировать два исторических моста: Высокий (в районе пересечения улицы Багратиона и Октябрьской) и Деревянный (рядом с перекрёстком Московского проспекта и улицы Октябрьской).  Оба они находятся в плохом состоянии, к тому же их хотят расширить, чтобы улучшить транспортную доступность острова Октябрьский, где возводится стадион к чемпионату мира по футболу 2018 года. 

Журналист «АиФ-Калининград» узнал, не повредит ли реконструкция уникальным мостам.

Справка
Город Кенигсберг, основанный в 1255 году, состоял из трёх независимых городских поселений. Располагались они на островах и берегах реки Прегель (сейчас - Преголя). Город оказался разделенным на четыре части: Альтштадт, Кнайпхоф, Ломзе и Форштадт. Для связи между городскими частями в XIV веке и стали строить мосты, которые выполняли и дополнительную оборонительную функцию – они были укреплены, перед каждым из мостов была построена оборонительная башня.

Терять нечего

В первую очередь строители возьмутся за Высокий мост - по нему уже есть положительное заключение госэкспертизы. Начало реконструкции планируют на 1-й квартал этого года. Она обойдётся в 866,3 млн рублей.

Но за этот мост особо переживать не стоит. Старый Высокий мост был снесён в 1938 году, а в нескольких десятках метров от него был возведён новый Высокий мост, сохранившийся до сих пор. Теперь он имеет разводную среднюю часть для проводки мачтовых судов. А от старого Высокого моста, расположенного рядом, сохранились каменные опоры. 

Высокий мост был возведён в 1520 году, соединяя между собой Ломзе и Форштадт. В 1882 году его перестроили, добавив к нему «Домик смотрителя мостов». Это здание в стиле неоготики сохранилось до сих пор. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

А вот Деревянный - самый старый из сохранившихся кёнигсбергских мостов - признали аварийным ещё в 2014 году. Именно поэтому городские власти запретили ходить по нему 30-тонному польскому трамваю PESA.

О реконструкции этого моста заговорили в начале прошлого года, а летом обеспокоенные калининградцы начали сбор подписей за сохранение исторического облика объекта.

Мост был построен в 1404 году и фигурирует в известной математической «Задаче о кёнигсбергских мостах». Сооружение - объект культурного наследия регионального значения. Многие элементы кованого ограждения сохранились такими же, как были до войны. Блогеры направили петицию в защиту моста министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

«По Деревянному мосту проводили историко-культурную экспертизу. Богато декорированный металлический мост начиная с 1930 года периодически реконструировали. Декор во многом упростили. Мост сильно пострадал во Вторую мировую войну. В 1947-50 годах его капитально отремонтировали и с тех пор не трогали», - рассказал руководитель службы охраны памятников области Евгений Маслов.

Городские власти пообещали восстановить мост максимально приближенно к облику 1905 года.

Соответствующий внешний вид опор, фасада, ограждения, светильников обозначили в сметной документации. Перила хотят очистить от краски и отреставрировать, нерабочий разводной механизм поменять, новые опоры облицевать кирпичом, изготовленным по старинной технологии. Отреставрировать планируют и домик смотрителя. Предварительная стоимость работ - 938 млн рублей.

Но всё это ещё может измениться - проект пока не прошёл экспертизу.

Загадка о мостах
Жители Кенигсберга развлекали себя такой загадкой: как пройти по всем мостам, не ступая ни на один из них дважды. Многие кёнигсбержцы пытались решить эту задачу как теоретически, так и практически, во время прогулок. Впрочем, доказать или опровергнуть возможность существования такого маршрута никто не мог. В 1736 году задача заинтересовала ученого Леонарда Эйлера, выдающегося и знаменитого математика и члена Петербургской академии наук. Ему удалось создать теорию, которая используется до сих пор.
 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах