Вместо исторического двухъярусного моста в Калининграде одновременно строят два новых: автомобильный и железнодорожный. Первый должны ввести в эксплуатацию в октябре 2025-го, другой — в июне 2024 года. Корреспондент «АиФ-Калининград» побывал на стройплощадках и побеседовал с жильцами близлежащих домов, которых стройка затрагивает напрямую.
Городская доминанта
Строительство двух знаковых для города объектов ведут специалисты ГК «Бамтоннельстрой-Мост».
На левом берегу Преголи, на ул. Портовой, они возводят автодорожный мост длиной 386, 7 м.
«Мост состоит из 8 опор и 3-х пролётных строений. Опоры моста будут иметь форму башен. В башнях располагается оборудование для вертикального подъёма пролётного строения. Высота башен автодорожного моста — 60,5 метров. Это будет доминанта в городе», — рассказал заместитель гендиректора по строительству АО «БТС - Мост» Алексей Мельниченко.
Во время рабочего выезда на объект вице-премьер правительства области Александр Рольбинов обратил внимание на то, что на плакате цвет колон – ржавый, а не серый, который утверждался изначально.
«С момента проектирования моста мы в Калининграде очень сильно продвинулись в рамках дизайна и цветовых решений. Было поручение губернатора — продумать дизайн-код освещения города с воды. И сегодня мы плотно работаем по утверждению подсветки всех мостов на реке Преголе, на обоих рукавах. Поэтому просим подрядчика вернуться, в том числе к дизайн-решениям колонн и к архитектурной подсветке моста. Нам очень важно, чтобы этот объект вписывался в архитектурный облик города», — поддержала его глава администрации Калининграда Елена Дятлова.
По словам замруководителя «СК Строй Мостотрест» Владимира Черникова, сейчас значимый момент стройки – заход в русло.
«Фундамент под восемь береговых опор уже готов. А сейчас вы можете наблюдать, как ведутся работы в реке, - говорит он. - Там будет две русловые опоры. Фундамент опоры устраивается на буронабивных сваях с помощью подвижной платформы, на которой располагается буровая установка. Платформа, в свою очередь, установлена на погружённый шпунт, внутри которого будет выполнено свайное основание.
Платформа перемещается с помощью гидравлических домкратов. При строительстве двух рядов ближних к берегу свай грузы (арматурные каркасы и трубы) подаются с помощью автомобильного крана, расположенного на берегу. Дальние ряды свай будут устраиваться с помощью той же платформы, но грузы будет подавать гусеничный автокран, расположенный на специально оборудованной барже».
Сложность в том, что на всей территории стройки проходят старые, ещё немецкие, коммуникации, в том числе, ливневые. Рабочим приходится одновременно переустраивать городские сети.
Помимо этого строители выполнили археологические раскопки. На правом берегу, где идёт строительство железнодорожного моста, нашли остатки склянок и кувшинов - их передали археологам. На левом берегу, за 8-й опорой автодорожного моста, обнаружили некое железобетонное сооружение, имеющее круглую форму. Как выяснилось, оно предназначалось для разворота железнодорожных составов. Попадалась также кирпичная кладка. Но каких-то весомых находок здесь не обнаружили.
Не по «фэншую»
Железнодорожный дублёр длиной 273, 3 м (он строится на правом берегу) должны завершить и ввести в эксплуатацию за 14 месяцев до автодорожного. Только после этого можно будет приступить к обустройству съездов с автомобильного путепровода со стороны улицы Портовой, поскольку им мешает насыпь действующего двухъярусного моста.
«На железнодорожном мосту 4 опоры и три пролётных строения. Центральный пролёт (судоходный) - вертикально перемещаемое металлическое строение, - говорит замдиректора АО «БТС - Мост» Алексей Мельниченко. – Оно поднимается для прохода больших судов (габариты: ширина - 50 м и высота - 28 м). Узловые опоры моста также будут иметь форму башен. Там располагается оборудование для вертикального подъёма пролётного строения. Если высота башен автодорожного моста – 60, 5, то железнодорожного – 54 м».
Разница в высоте башен смутила чиновников. Министр развития инфраструктуры региона Евгения Кукушкина поинтересовалась, можно сделать их высоту одинаковой, чтобы было «по фэншую». Строители сказали, что это невозможно. Тогда Александр Рольбинов предложил сделать фальш-конструкции, чтобы башни смотрелись более гармонично, или « придумать что-то наверху».
- Только не ресторан, - пошутил кто-то.
Строительство железнодорожного моста ведётся сразу по всем фронтам: грунты усиливают железобетонными сваями и цементацией, сооружают подпорные стены и фундамент опор. Свайное поле строят при помощи крана, находящегося на берегу.
В помощь себе «Бамтоннельстрой-Мост» мобилизовало в Калининграде дочернее общество «СК Строй Мостотрест». Кроме того, привлекло большое количество машин и механизмов в Калининград. Всего на двух объектах числится 590 человек, включая производственную базу, офис и линейные объекты. Больше половины сотрудников – жители области. Вспомогательные материалы также приобретают, в первую очередь, у местных поставщиков.
Власти и подрядчик дублеров двухъярусного моста в Калининграде уверены, что уложатся в сроки. Ситуацию с «эксклавностью» они просчитали и заранее сделали трёхмесячный запас стройматериалов.
Из-за шума не уснуть
С восьмого этажа дома 36 на улице Маршала Баграмяна стройка видна, как на ладони. Постояльцы хостела на первом этаже оставляют отзывы, адресованные будущим гостям: мол, у кого чуткий сон, имейте в виду: здесь работают даже по выходным, очень сильно шумят.
Недавно представители заказчика прошлись по квартирам: опрашивали жильцов, сколько у них окон выходит на улицу и согласны ли они их заменить на шумопоглощающие.
- Я отказался, - говорит жилец одной из квартир на 8 этаже. – Откосы никто делать не собирается, а у меня в квартире венецианская штукатурка.
- Помоешь окна, через две недели уже грязные, пыльные, - жалуется другой жилец Антон Кудрявцев. - Шумиха по ночам. Сваи забивают два – три раза в неделю. Сварка постоянно сверкает. Спасает только то, что на работе я выматываюсь так, что засыпаю при любых обстоятельствах.
А вот маме троих детей Снежане Лий не до сна.
- Днём как-то не замечаешь шума, потому что у самой дети. А ночью он очень мешает. Слышно всё – вплоть до ругани мастеров. Сегодня, к примеру, какие-то камни посыпались, - рассказала она. - Приходили и к нам по замене окон. Всё осмотрели и сообщили, что будут менять их только в одной комнате. У нас большая лоджия – мы оборудовали там полноценную детскую, но это помещение не сочли жилым. Так что по любому будет шумно.
В так называемое пятно застройки попали автомобильный салон, несколько исторических зданий, другие объекты. По словам представителей правительства области, на 80-90 все вопросы по сносам решены. А вот ситуация с выкупом квартир в печально известном доме на Галицкого, 50-52 пока в подвешенном состоянии.
- Были встречи с собственниками помещений. Жителей дома не устроила оценочная экспертиза жилья, которую провёл комитет по муниципальному имуществу, - сообщила Елена Дятлова. - Мы договорились, что администрация подаст на них в суд, чтобы избавить людей от судебных издержек. Суд назначит новую независимую экспертизу, которая окончательно определит стоимость выплат. Мы с ней согласимся и не станем оспаривать. Из 22 исков 21 уже рассмотрен, последний – в августе. Все выплаты мы произведём в первом квартале следующего года, тогда произойдёт и расселение.
Кстати
Что будет со старым историческим мостом? На сегодня окончательного решения у власти нет. Мост принадлежит РЖД, соответственно, обсуждают вопросы по его передаче. По словам Александра Рольбинова, здесь много разных сложностей. Оставлять его в нынешнем состоянии невозможно: он будет мешать судоходству. Содержать его механизмы в исправности, что позволяет его разводить, - затратно и сложно. Единственная возможность сохранить мост – поднять его. Но тут нужны проектные решения из-за серьёзных ветровых нагрузок и усталости материалов, с тем, чтобы потом он не рухнул. Или, как вариант: демонтировать верхнюю часть. Специалистам предстоит дополнительно изучить эти вопросы.