Примерное время чтения: 6 минут
279

Кризис роста. Как изменился спрос на авторынке?

«Объединенное Кредитное Бюро» (ОКБ) подвело итоги автокредитования россиян в июле 2024 г. За июль банки выдали 133,38 тыс. автокредитов на 197,18 млрд руб. В годовом отношении количество выдач выросло на 61%, объем — на 57%. По мнению экспертов, россияне в ожидании дальнейшего подорожания как автомобилей, так и кредитов, стремятся купить автомобиль уже сейчас, не зная, что ждет завтра. Так же статистика фиксирует рост зарплат. Так, по последним данным Калининградстата, опубликованным на днях, за год зарплаты в Калининградской области выросли на 17,5 процентов. Среднемесячная заработная плата работников, начисленная в январе-июне 2024 года, в крупных, средних и малых организациях составила 61237,1 рубля. Как все это отразилось на авторынке?

Спрос восстановился

Последний год продавцы автомобилей начали фиксировать рост внутреннего рынка.

«Если  два  года  назад  на  вторичном  рынке  у  нас  было  порядка  4  тысяч объявлений о продаже авто на Авито, на  сегодняшний  день  продается  7-8  тысяч, - говорит специалист по подбору авто в Калининграде Игорь Гайшинец. - Рынок вернулся примерно к тому уровню, на котором находился пять лет назад. В значительной степени рынок выровняли «китайцы», их начали завозить в больших объемах, действует параллельный импорт из Европы, Кореи. Поэтому сейчас ситуация на авторынке вполне можно характеризовать как стабильную, даже несмотря на рост цен».

Показатели по возросшему уровню закредитованности не удивительны. По словам Игоря, автомобили дороже 1-1,5 млн люди часто покупают с использованием кредита. А сейчас таких автомобилей в среднем сегменте большинство.

«Есть  люди,  которые  за  10  миллионов  покупают  автомобиль  за  наличку,  а  есть те,  кто самые  дешевые  модели берет в  кредит. Собственно говоря, у  кого были деньги, они  и остались,  они  же покупают  автомобили,  условно,  на  2-3  миллиона  дороже,  чем  2  года  назад.  И  ровно  так  же,  как  у  людей  не  было  денег  в  дешевом ценовом сегменте, так их и не появилось», - делится наблюдениями эксперт.

Жизнь дорожает

Новым триггером для очередного скачка цен на автомобили станет введение утилизационного сбора для всех автомобилей, выпущенных в обращение на территории РФ. Минпромторг уже опубликовал проект постановления. Повышение для самой массовой категории продаваемых автомобилей с объемом двигателя 1,5-2 литра составит 276 тысяч рублей.

«Возможно, каким-то образом, за счет того, что было завезено достаточно много машин, резкого повышения не будет чувствоваться, может быть, 3-4 месяца, но потом, несомненно, машины будут дорожать», - подчперкивает генеральный директор дилерского центра Илья Фишкин.

Почему было принято решение о повышении утилизационного сбора? В первую очередь, потому что на сегодняшний день автомобили, изготовленные на российских производствах, не конкурировали в равной степени с авто, импортированных из-за рубежа. Речь, идет, в первую очередь, о Китае, который может держать цены за счет субсидий, выплачиваемых их предприятиями китайским правительством, а так же за счет большого объема экспорта. Программа повышения утилизационного сбора рассчитана вплоть до 2030 года. Таким образом, государство пытается заставить производителей, которые импортируют в Россию автомобили, локализовывать здесь свои производства.

Говоря о предпочтениях, которые делают калининградцы при выборе новых автомобилей, Илья Майорович обратил внимание на то, что определенную роль играет наличие в регионе крупного автосборочного предприятия, которое готово поддержать спрос на производимые модели.

«Сейчас «Автотор» запустил программу «Покупай калининградское», по которой жители Калининградской области могут получить выгоду до 30%. И мы видим спрос на местные марки, потому что это реально отличная программа. Но в целом, на мой взгляд, победит тот, кто сможет дать хорошую цену и качественный продукт. Когда мы вспоминаем те времена, когда в топе шли корейские марки, это было связано с тем, что они дали отличный продукт по хорошим ценам. Сейчас потребитель начинает искать. Он должен нащупать баланс хорошего качества с недорогой ценой, - считает Илья Фишкин. - Опять же, мое мнение, что выиграют те, у кого на территории России есть сборочные заводы».

Высокий интерес к новым иномаркам проявляют не только физлица. Наметилась тенденция покупки большими партиями и от юрлиц, занимающихся автопрокатом на фоне растущего потока туристов.

Помимо этого, постепенно люди, столкнувшись в ограничениями в выборе брэндов, приняли как данность, что приходится брать «китайцев». Впрочем, Илья Фишкин поделился секретом, что уже в августе в регион начнут поступать корейские автомобили известного и популярного в России брэнда, и, возможно, это так же изменит ситуация по спросу на «китайцев».

В завершении беседы эксперт посоветовал потребителям обращать внимание на те марки, у которых есть производственная основа в России, имеющие долгосрочную стратегию на местном рынке, чтобы не столкнуться с внезапным дефицитом запчастей и отсутствия ресурсов для обслуживания.

Бежать ли за кредитом?

Ажиотаж и нагнетание не всегда приводит к тому, что человек может принять рациональное решение в планировании своих стратегий. Так, финансовый аналитик Виталий Багаманов уверен, что даже на фоне прогнозируемого роста цен на автомобили стоит задуматься, нужен ли человеку кредит.

«Отношениям человека с деньгами посвящена целая теория - поведенческие финансы. Если коротко, то с одной стороны человек рационален. Если он знает, что яблоки в одном магазине стоят 1 рубль, а в соседнем - 1,5 рубля, то его выбор очевиден. Купить их в первом магазине. Но с другой стороны подвох в том, что жена человека послала в магазин не за яблоками, а за хлебом.Под термин «яблоки» можно поставить любой другой товар или ситуацию, - подчеркивает Багаманов. - Поэтому когда я вижу новости о том, что россияне ринулись покупать автомобили, так как утильсбор на них вырастет с октября (с высокой вероятностью), я точно знаю: кого-то из них явно в магазин послали не за яблоками. Еще больше уверенности у меня в том, что далеко не каждый покупатель этого автомобиля на кредитные деньги точно понимает реальную стоимость этого кредита. И может соотнести ее с потенциальной потерей денег от повышения утилтсбора. Финансовая наука шагнула настолько далеко вперед, что вы даже с калькулятором и высшим образованием не сразу сможете посчитать расходы на сам кредит, на страховку к нему, на кредитную карту, которой обязательно надо пользоваться не менее, чем на определеную сумму в месяц и так далее».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах