После того как крупнейшие зарубежные кинокомпании приостановили прокат своих картин в России, наши кинотеатры оказались на грани банкротства. Как они выживают, чем пытаются привлечь зрителя и что он думает об отечественном кинематографе - выяснял корреспондент «АиФ-Калининград».
А на глазах - слёзы
Репертуар - на любителя: «Булки» (16+), «Школа волшебства» (6+), «Дикая» (16+), «Проклятие Артура» (18+), «Обряд» (16+), «Мой вояж», «Артек - большое путешествие» (6+) , «Лев Яшин - вратарь моей мечты» (6+), «Одна» (12+) ….
- Раньше я часто ходила в кинотеатры. Сейчас, к сожалению, «ассортимент» не тот: меньше голливудских звёзд, больше российских фильмов. Приходится выбирать из того, что есть, - оживлённо говорит студентка Алина Репина. - Сегодня буду смотреть фильм «Одна» о пассажирке самолёта, выжившей в катастрофе. Радует, что есть Пушкинская карта, с ней на отечественные фильмы можно бесплатно сходить. За деньги, скорее всего, не пошла бы. Но это от фильма зависит. Есть и русские хорошие: боевик «Майор Гром: Чумной доктор» (12+), «Огонь» (6+), «Молодой человек»(16+). Но я очень скучаю по творениям Моро. Надеюсь, они вернутся.
- Отечественное кино - не самый плохой вариант. Вы видели, что по телевидению крутят? Тупейшие сериалы и корейскую мистику с мальчиками, похожими на девочек. О чём - вообще не понять! - призналась одна из зрительниц, пожелавшая остаться неизвестной. - Не знаю, у кого как, а у меня это вызывает глухое раздражение. Вроде всё нормально, но мучает изжога. Не наш это культурный код!
В «Плазе» крутят те же «Булки» и иже с ними. Обращает на себя внимание витрина с попкорном: маленький стаканчик - 270, большое ведёрко - 440. Однако…
У аппаратов, где можно купить электронный билет (взрослый - 290 руб.), придирчиво изучает афишу парочка.
- Н-да, смотреть нечего, - разочарованно изрекает мужчина и увлекает спутницу к эскалатору.
- Может, вечером с женой на «Одну» сходим, - делится планами джентльмен с барсеткой под мышкой. - Выбор скудноват. Почему-то голливудские блокбастеры смотрятся намного эффектнее, нежели отечественные. Наши артисты как-то не воспринимаются так круто. Это, если честно...
В «Эпицентре» стайка школьниц покупает билеты на аниме «Влюблённые в небо» (12+). Девчонки галдят в радостном предвкушении.
- Сегодня у нас среда - клубный день: билет стоит 150 при обычной цене от 290 до 330. Это неправда, что сейчас все фильмы отечественные. Да, такие крупные компании, как Disney, Universal, от нас отказались (Авт.: в марте 2022 года из России также ушли Warner Bros, Sony, Paramount), но остальные сотрудничают. Вот можете вечером посмотреть «ВенецияФрения» (18+) или «Главную роль» (16+) с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом. Жаль, «Бэтмэна» запретили. После этого посещаемость сильно упала. Впрочем, я тут недавно работаю, может, что-то напутала, - вдруг пугается излишней откровенности кассир Аделина.
А вот контролёр Анжелика в «Эпицентре» работает давно. И, по её наблюдениям, взрослая публика предпочитает отечественное кино: в основном триллеры и комедии.
- Они более душевные, актёры знакомые. На комедию «Молодой человек» на ночной сеанс 20 человек пришло - это очень много, - говорит она. - Фильм «Хочу замуж» (12+) (в Калининграде снимали) пользовался большим спросом, у нас даже висела афиша Кристины Асмус на фоне Рыбной деревни. Очень понравился фильм «Одна», женщины выходили из зала - плакали. Много народу было на «Эскортницах» (18+), но это Польша. Возвращали в прокат полюбившиеся «Движение вверх» (6+), «Легенда № 17» (6+), «Брат» (18+)… Полные залы собирают наши мультфильмы «Кощей - похититель невест» (6+), «Бука. Моё любимое чудище» (6+). На них ходят целыми группами и детскими лагерями. А я бы с удовольствием посмотрела «Любовь и голуби» (12+), лучше фильма нет!
В старейшем кинотеатре «Родина» в бывшем Балтрайоне (теперь он «Кинолэнд») свои «заманухи».
- При покупке попкорна любой билет сегодня - 99 руб., - сходу вынимает «козыри» из рукава симпатичная кассир. - А для пенсионеров с понедельника по четверг - билеты за полцены: всего 100 руб. Бабушки к нам ходят охотно.
- После пандемии так и не восстановились, - переживает контролёр. - Зал заполняется на треть, в лучшем случае - наполовину. Выручают дети - целыми лагерями на мультики ходят. По ночам есть посетители; пусть четыре человека, но точно есть. Сами знаете, зачем ходят… А ещё посещаемость сильно зависит от погоды. Вчера был дождь, народу полно было. А когда солнце, людям не до кино - все на пляже.
Работаем в убыток
Чтобы спасти киноиндустрию от банкротства, специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой предложил рассмотреть возможность параллельного импорта зарубежных фильмов, или принудительное лицензирование контента. Что об этом думают эксперты?
-Сейчас мы работаем в убыток. На данный момент выручка составляет 30 % от нормы. Никакая бизнес-модель не предусматривала такого катастрофического падения, - говорит владелец калининградской компании «Люмен» Павел Поникаровский. - В мае в стране закрылось 5 % кинотеатров. Глобальная задача сейчас: снять много хорошего отечественного контента. Сейчас его в три раза меньше, чем нужно. Но на это потребуется минимум 1,5 года, а за это время отрасль умрёт.
Не так давно владельцы кинотеатров и крупных сетей из Ростова, Петербурга, Казани, других городов России встречались с зампредседателем Госдумы Владиславом Даванковым и первым заместителем председателя комитета Госдумы по культуре Еленой Драпеко. Была приглашена и министр культуры Ольга Любимова, но не пришла.
Настроение в регионах у всех примерно одинаковое. Ситуация где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. Мы все в одной лодке. Без иностранного (голливудского контента) в ближайшей перспективе шанса выжить нет. Если с правовой точки зрения идею Швыдкова можно реализовать, то кинотеатры с удовольствием этим воспользуются. Это не пиратство. Существует такая форма, как бездоговорное управление правами (сейчас подобная практика используется в отношении зарубежной музыки, которая звучит в кино ресторанах, общественных местах). Принцип такой: организация по коллективному управлению правами, например российское авторское общество, собирает деньги в пользу зарубежных авторов и передаёт им. В предлагаемой схеме оно же получает прокатное удостоверение на фильм от Минкультуры, предоставляет копию фильма в Госфильмофонд. Эта аккредитованная организация будет правообладателем фильма, она же несёт юридическую ответственность за пользованием им. Копия будет единой, как и единый день проката фильма для всех кинотеатров. Это не означает, что мы пользуемся и не платим. Это должно быть на платной основе, но без их ведома. И ранее за рубеж уходило 15-20 процентов от оборота фильма. Многое шло на маркетинг, другие расходы.
Возможно, исходя из этой сложившейся практики и будет оцениваться вознаграждение. Зарубежные студии, которые ушли, поступили нехорошо - поставили наши кинотеатры в банкротное состояние. В то время как в отрасль они не вкладывались, она создана на наши отечественные инвестиции. Сейчас применяем те инструменты, что есть. Люди работают на полставки. Сократили количество залов. Примерно такая же ситуация в других сетях. Предпринимаем попытки договориться с арендаторами - в 70-80 % случаев они идут навстречу. Тем не менее цены на билеты для зрителей не повышали. Средняя цена за взрослый билет по области - 265 руб. Надеюсь, к октябрю будет полегче с российским контентом. Может, подоспеют субсидии - просим государственных мужей нам помочь. Всё-таки кино - важнейшее из искусств.