Наши корреспонденты побывали на уникальном в масштабах всей страны объекте. При этом о нём мало кто из калининградцев знает. Речь - о гидродинамическом канале, или гидролотке, который находится в Морском научно-производственном объединении по технике промрыболовства (МариНПО). Это огромный бассейн внутри пятиэтажного здания на ул. Дмитрия Донского, построенный ещё в 1970 годы. Там учёные проводили всевозможные изыскания для создания усовершенствованных орудий лова.
Сама конструкция представляет собой огромное металлическое кольцо, внутри которого с помощью большого гребного винта циркулирует вода - целых 700 тонн! Это позволяет получить водный поток нужной скорости. Здесь имитируют движение рыболовного судна на промысле, и учёные могут точно смоделировать поведение тралов в воде.
Объединили лучшее
В роли учёных давно выступают сотрудники компании «Фишеринг Сервис» из Пионерского. Вот уже 27 лет компания изготавливает промысловые тралы.
«В 90-е годы стали активно появляться новые материалы для изготовления тралов. Уже тогда мы поняли, что нужно соединить лучшие разработки в рыбопромысловой отрасли Советского Союза и лучшие современные материалы, - рассказывает основатель и бессменный директор «Фишеринг Сервис» Андрей Фёдоров. - Модели тралов, которые оказались на порядок эффективнее, чем многие иностранные аналоги, мы сделали как раз на основе испытаний в калининградском гидролотке».
Ближайший аналогичный гидролоток находится в Дании. Но калининградский от него выгодно отличается тем, что на поведение трала под водой можно посмотреть не только сверху, но и снизу, и по бокам.
С капитанского мостика рыболовецкого судна сложно уловить разницу между тем или иным тралом. И только понимая, как трал ведёт себя под водой, в тех или иных условиях, рыбаки могут добиться успеха. В прошлом году мы привозили в Калининград группу из 25 капитанов с Дальнего Востока. И один из них честно признался, что 30 лет ходит в море, но до сих пор не видел, как трал выглядит под водой. А в калининградском гидролотке его можно рассмотреть в работе с разных сторон.
Законсервировать!
В советские и перестроечные годы поработать в нашем гидролотке приезжали и иностранные учёные. Но, как говорится, те времена уже далече. МариНПО давно не ведёт изысканий в гидролотке. Фактически рабочее состояние серьёзного механизма с бассейном поддерживалось на личном энтузиазме научных сотрудников.
«В прошлом году руководство института объявило о намерении законсервировать объект, - рассказали в компании. - Но для такого сооружения это стало бы приговором. Слив воды на долгое время привёл бы к нарушению герметичности всех швов, коррозии. Его легче было бы построить заново, чем перезапустить. В прошлом году мы могли потерять единственный в стране гидролоток. Допустить это было нельзя. Мы подписали договор с руководством института и взяли научный объект на своё содержание, в долгосрочную аренду».
Начали с ремонта помещения, он не проводился с советских времён, затем самого гидролотка. Занимается этими команда из трёх работников «Фишеринга». Один из них - Михаил Назаркин.
«Я на этом гидролотке курсовую писал, когда в 80-е годы в КТИ учился, он для меня как символ молодости. Тогда советские изыскания в рыбопромысловой отрасли гремели на весь мир, - улыбается Михаил Андреевич. - В те годы гидролоток обслуживала команда из 23 человек. А к прошлому году осталось всего двое. Мы разыскали прежних сотрудников. Нам крайне важен их опыт. Конечно, большинство из них уже пожилые. Так, руководителю гидролотка Юрию Курляндскому сейчас 83 года».
В гидролотке пришлось многое изменить: схемы питания, насос-ные системы, проводку. На столе у нынешней команды разложена огромная схема с описанием блока управления главного двигателя. Эта бумага родом из 1979 года.
Сегодня здесь многое обновили, в том числе отполировали главное смотровое окно гидролотка.
«А самое главное - отремонтировали гребной вал, который не обслуживался с 90-х годов, - говорит Михаил Назаркин. - Для этого даже пришлось разыскать человека, который этот вал устанавливал в 70-е годы. Он помог нам с его ремонтом».
Капитаны с Дальнего Востока
Сейчас на объекте завершили самые сложные работы.
«Теперь нам предстоит наполнить его научной работой, - говорит директор Андрей Фёдоров. - Хотим, чтобы он служил не только нашим целям, но и способствовал развитию российской рыбопромысловой науки. Чтобы научная и учебная работа в этой сфере вернулись в Калининград. У нас уже есть договорённость с КГТУ о том, что здесь смогут проходить практику студенты рыбопромышленных специальностей».
Первыми посетителями ожившего гидролотка в ноябре станут капитаны рыбопромысловых судов с Дальнего Востока. Сейчас предприятие в Пионерском как никогда загружено работой.
«Думаем, что до конца года перевалим за 180 готовых разноглубинных тралов, - говорит Андрей Фёдоров. - Это больше, чем мы обычно делаем. У нас существенно выросло число заказов от российских рыбаков, в том числе для новых судов, которые построили в России по программе инвестквот. Закрытые границы нам чётко показали, что нужно всегда развивать свои технологии, не надеясь на что-то извне».
В следующем году в «Фишеринг Сервис» начнут работу по сборке опытного образца собственных траловых досок, чтобы обеспечить лучшую эффективность своих тралов на промысле. Также в Пионерском планируют создать новый цех. И, как и прежде, расширяют своё присутствие на мировом рынке. Так, в этом году впервые трал из Пионерского купили норвежские рыбаки, которые традиционно считают свою рыболовную продукцию лучшей в мире.
«Вскоре ждём результатов их первого улова, - говорит Фёдоров. - Уверен, они будут отличные!»
Недавно комплект из двух тралов «Фишеринг Сервис» закупил только сошедший со стапелей российский супертраулер «Капитан Лиманов» для своего первого сезона работы. А до него с тралами пионерской компании в рейс ушли траулеры «Ленинец» и «Командор», собранные, к слову, на местном СРЗ «Янтарь».
На правах рекламы.