aif.ru counter
66

Как в Калининграде спасали уникальный объект

Один из сотрудников гидролотка Вячеслав Кручинин  за работой
Один из сотрудников гидролотка Вячеслав Кручинин за работой © / Александр Матвеев / АиФ

Наши корреспонденты побывали на уникальном в масштабах всей страны объекте. При этом о нём мало кто из калининградцев знает. Речь - о гидродинамическом канале, или гидролотке, который находится в Морском научно-производственном объединении по технике промрыболовства (МариНПО). Это огромный бассейн внутри пятиэтажного здания на ул. Дмитрия Донского, построенный ещё в 1970 годы. Там учёные проводили всевозможные изыскания для создания усовершенствованных орудий лова.           

Сама конструкция представляет собой огромное металлическое кольцо, внутри которого с помощью большого гребного винта циркулирует вода - целых 700 тонн! Это позволяет получить водный поток нужной скорости. Здесь имитируют движение рыболовного судна на промысле, и учёные могут точно смоделировать поведение тралов в воде.

Объединили лучшее

В роли учёных давно выступают сотрудники компании «Фишеринг Сервис» из Пионерского. Вот уже 27 лет компания изготавливает промысловые тралы.       

Много лет сын Дмитрий  работает  рядом с отцом - Андреем Фёдоровым.
Много лет сын Дмитрий работает рядом с отцом - Андреем Фёдоровым. Фото: АиФ/ Александр Матвеев

«В 90-е годы стали активно появляться новые материалы для изготовления тралов. Уже тогда мы поняли, что нужно соединить лучшие разработки в рыбопромысловой отрасли Советского Союза и лучшие современные материалы, - рассказывает основатель и бессменный директор «Фишеринг Сервис» Андрей Фёдоров. - Модели тралов, которые оказались на порядок эффективнее, чем многие иностранные аналоги, мы сделали как раз на основе испытаний в калининградском гидролотке».

Михаил Назаркин: «Бассейн имеет длину 14 метров и помогает наглядно показывать рыбакам, как ведёт себя трал под водой».
Михаил Назаркин: «Бассейн имеет длину 14 метров и помогает наглядно показывать рыбакам, как ведёт себя трал под водой». Фото: АиФ/ Александр Матвеев

 

Ближайший аналогичный гидролоток находится в Дании. Но калининградский от него выгодно отличается тем, что на поведение трала под водой можно посмотреть не только сверху, но и снизу, и по бокам.

С капитанского мостика рыболовецкого судна сложно уловить разницу между тем или иным тралом. И только понимая, как трал ведёт себя под водой, в тех или иных условиях, рыбаки могут добиться успеха. В прошлом году мы привозили в Калининград группу из 25 капитанов с Дальнего Востока. И один из них честно признался, что 30 лет ходит в море, но до сих пор не видел, как трал выглядит под водой. А в калининградском гидролотке его можно рассмотреть в работе с разных сторон.     

Законсервировать!

В советские и перестроечные годы поработать в нашем гидролотке приезжали и иностранные учёные. Но, как говорится, те времена уже далече. МариНПО давно не ведёт изысканий в гидролотке. Фактически рабочее состояние серьёзного механизма с бассейном поддерживалось на личном энтузиазме научных сотрудников.

«В прошлом году руководство института объявило о намерении законсервировать объект, - рассказали в компании. - Но для такого сооружения это стало бы приговором. Слив воды на долгое время привёл бы к нарушению герметичности всех швов, коррозии. Его легче было бы построить заново, чем перезапустить. В прошлом году мы могли потерять единственный в стране гидролоток. Допустить это было нельзя. Мы подписали договор с руководством института и взяли научный объект на своё содержание, в долгосрочную аренду».

Начали с ремонта помещения, он не проводился с советских времён, затем самого гидролотка. Занимается этими команда из трёх  работников «Фишеринга». Один из них - Михаил Назаркин.

«Я на этом гидролотке курсовую писал, когда в 80-е годы в КТИ учился, он для меня как символ молодости. Тогда советские изыскания в рыбопромысловой отрасли гремели на весь мир, - улыбается Михаил Андреевич. - В те годы гидролоток обслуживала команда из 23 человек. А к прошлому году осталось всего двое. Мы разыскали прежних сотрудников. Нам крайне важен их опыт. Конечно, большинство из них уже пожилые. Так, руководителю гидролотка Юрию Курляндскому сейчас 83 года».

Факт
Тралы компании из Пионерского сегодня используют рыбаки 20 стран.

В гидролотке пришлось многое изменить: схемы питания, насос-ные системы, проводку. На столе у нынешней команды разложена огромная схема с описанием блока управления главного двигателя. Эта бумага родом из 1979 года.

Сегодня здесь многое обновили, в том числе отполировали главное смотровое окно гидролотка.

«А самое главное - отремонтировали гребной вал, который не обслуживался с 90-х годов, - говорит Михаил Назаркин. - Для этого даже пришлось разыскать человека, который этот вал устанавливал в 70-е годы. Он помог нам с его ремонтом».

Капитаны с Дальнего Востока

Сейчас на объекте завершили самые сложные работы.

«Теперь нам предстоит наполнить его научной работой, - говорит директор Андрей Фёдоров. - Хотим, чтобы он служил не только нашим целям, но и способствовал развитию российской рыбопромысловой науки. Чтобы научная и учебная работа в этой сфере вернулись в Калининград. У нас уже есть договорённость с КГТУ о том, что здесь смогут проходить практику студенты рыбопромышленных специальностей».

Первыми посетителями ожившего гидролотка в ноябре станут капитаны рыбопромысловых судов с Дальнего Востока. Сейчас предприятие в Пионерском как никогда загружено работой.    

«Думаем, что до конца года перевалим за 180 готовых разноглубинных тралов, - говорит Андрей Фёдоров. - Это больше, чем мы обычно делаем. У нас существенно выросло число заказов от российских рыбаков, в том числе для новых судов, которые построили в России по программе инвестквот. Закрытые границы нам чётко показали, что нужно всегда развивать свои технологии, не надеясь на что-то извне».     

В следующем году в «Фишеринг Сервис» начнут работу по сборке опытного образца собственных траловых досок, чтобы обеспечить лучшую эффективность своих тралов на промысле. Также в Пионерском планируют создать новый цех. И, как и прежде, расширяют своё присутствие на мировом рынке. Так, в этом году впервые трал из Пионерского купили норвежские рыбаки, которые традиционно считают свою рыболовную продукцию лучшей в мире.

«Вскоре ждём результатов их первого улова, - говорит Фёдоров. - Уверен, они будут отличные!»

Недавно комплект из двух тралов «Фишеринг Сервис» закупил только сошедший со стапелей российский супертраулер «Капитан Лиманов» для своего первого сезона работы. А до него с тралами пионерской компании в рейс ушли траулеры «Ленинец» и «Командор», собранные, к слову, на местном СРЗ «Янтарь».

Справка
Компания «Фишеринг Сервис» создана в мае 1993 г. на базе развалившейся Пионерской базы океанического рыболовства. Уже в следующем году коллектив отправил первый трал на экспорт - в Канаду. Спустя 13 лет работы в «Фишеринг Сервис» начали выпускать не только тралы, но и самостоятельно создавать материалы для их изготовления. И сегодня у компании немало собственных запатентованных изобретений, основная цель которых - позволить рыбакам всего мира ловить ещё больше рыбы.

На правах рекламы.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах