По традиции, к концу года предприятия, обслуживающие население, стали жаловаться на своё тяжёлое положение, просить о повышении тарифов и бюджетных субсидиях. МУП «Калининградтеплосеть» заявило, что хочет поднять цены по максимуму. Того же хотят транспортники. Кто следующий?
Главный поставщик
Эдуард Куровский, директор Калининградтеплосети (КТС), считает, что для вывода предприятия из кризиса областные власти должны позволить повысить тариф до максимально возможного, предоставить сотни миллионов рублей субсидий и 1,2 млрд рублей на модернизацию. Руководство уверяет, что предприятие стало убыточным не по своей вине.
«По закону в 2012 году рост тарифа должен был быть нулевым, - объясняет Наталья Иванова, замдиректора Калининградтеплосети по экономике и финансам. - Но областная Служба по тарифам пошла дальше - снизила его на 3%. Потом тариф повышали, но догнать прежний уровень было уже невозможно. В 2014 году снизили норматив потребления тепла (после общественной экспертизы. - Прим. авт.). А у нас 60% потребителей платят по нормативу, а не по счётчику. Нужно признать, что в 2012 и 2014 годах совершили ошибку, и начать субсидировать нам разницу, а не говорить, что мы не так работаем. Проверки КРУ ничего не выявили.
Калининградтеплосеть - самый крупный и один из самых дорогих поставщиков тепла в Калининграде. Её тариф - 1881,64 руб./Гкал. Конечно, бывает и дороже. К примеру, Черняховское МУП «Теплоэнергетика» берёт 3495,16 руб./Гкал, а МУП «Тепловые сети Балтийска» - 3350,02 руб./Гкал. Но там допотопные котельные и ветхие сети - деваться некуда.
А в Калининграде всё могло быть иначе, ведь у нас есть современная ТЭЦ-2 (предприятие «Интер-РАО»). Часть сгенерированного тепла она вынуждена выбрасывать в воздух. Греет лишь часть Московского района и кварталы возле улицы Емельянова (тепло потребителям доставляют по трубам Калининградтеплосети).
Трубопроводы в другие районы требуют реконструкции под мощности ТЭЦ-2, а главное - не видно заинтересованности города в покупке у неё больших объёмов тепла. Депутаты горсовета решили поддержать директора муниципальной Калининградтеплосети и направить обращение губернатору.
Муниципальный бизнес
По словам Сергея Шерстюка, члена совета по реформированию ЖКХ, мы ещё с 2012 года должны были начать менять схему городского теплоснабжения, делая её дешевле для потребителей, как требует федеральный закон. Калининградтеплосети нужно было выделить свои сети в отдельное предприятие и проводить тендеры на покупку более дешёвого тепла у разных источников.
«ТЭЦ-1, например, способна отопить 30% города, а ТЭЦ-2 - весь город, - говорит он. - МУП «Калининградтеплосеть» старается отопить как можно больше потребителей своими котельными. Если бы такие же объёмы продавала КТЭЦ-2, она могла бы сократить тариф на 30% (у неё расход топлива меньше). Но у чиновников почему-то руки не доходят до решения этих вопросов».
Эксперт считает: вместо того, чтобы давать бюджетные деньги на расходы Калининградтеплосети, нужно провести её независимую экспертизу. Отдать 1-2 миллиона, но поставить точку в споре об её эффективности.
Муниципальное предприятие, как и все, до 1 мая подало заявку на 2016 года в областную Службу по тарифам.
«Какие бы доводы ни приводила организация, мы прекрасно понимаем, что это бизнес, пусть и муниципальный, - комментирует Кирилл Юткин, глава Службы. - Каждый хочет получить даже больше, чем заслуживает».
О желании повысить цены заявили и транспортники облцентра. Цифру не называют. Но год назад просили 23 рубля на проезд в автобусах и 28 рублей на маршрутках. Вряд ли сейчас аппетиты уменьшились. Более того, глава города попросил губернатора передать полномочия по регулированию тарифа муниципалитету.
Как менялся тариф КТС?
- 2011 год – 1194 руб./Гкал
- 2012 год – 1192,56 руб./Гкал
- 2013 год – 1277 руб./Гкал
- 2014 год – 1383 руб./Гкал.