Примерное время чтения: 4 минуты
78

Изобретая самокат. В регионе вновь ломают голову, как обуздать самокатчиков

Еженедельник «Аргументы и Факты» №11. Аргументы и факты - Калининград 12/03/2025
Александр Мелехов / «АиФ-Калининград»

Ранняя весна – и город уже наводнили лихачи на электросамокатах. С каждым годом на улицах их становится всё больше и больше. И даже в зимний период фиксируется рост числа использований двухколесного транспорта – благо зимы в Калининграде мягкие и почти бесснежные.

За самокат – реальный срок

Цифровая экосистема МТС подвела итоги зимнего сезона по использованию кикшеринга МТС Юрент. В Калининграде активнее всего райдеры ездили по Ленинскому проспекту, улицам Черняховского, Согласия и Челнокова. Популярными локациями в области стали Зеленоградск и Светлогорск.

Почти 90% поездок зимой совершались по транспортному сценарию. Средняя продолжительность таких поездок – около 20 минут, при этом 72% длятся до 10 минут. В сравнении с обычным такси на одно и то же расстояние поездка на арендном электросамокате обходится примерно в два раза дешевле. Не удивительно, что порой СИМ управляют весьма солидные люди, спешащие на работу.

Все чаще упоминания электросамокатов стали мелькать и в сводках ДТП.

Так, из самого свежего, 14 февраля 17-летний самокатчик сбил девятилетнего мальчика на Гвардейском проспекте. Малец получил телесные повреждения. 13 февраля 24-летняя девушка, управлявшая электросамокатом, решила поехать по пешеходному переходу  и в результате водитель автомобиля «Киа» не успел затормозить. Лихачка оказалась под колесами. 4 февраля в ДТП с электросамокатом на улице Дадаева попал 73-летний дедушка. Причем, за рулем СИМ был именно он. Старец не уступил дорогу автомобилю, в итоге оказался на больничной койке. Еще один вопиющий случай произошел в конце декабря. 38-летний папаша ехал на самокате вместе со своим 7-летним сыном, в это время водитель рядом припаркованной машины открыл дверь. От удара ребенок не пострадал, а вот папе о происшествии напоминали приличные синяки и ссадины, полученные в результате падения.

В этом году пешеходы пока еще не получали серьезных травм по вине электросамокатчиков. А вот в прошлом году наезд самоката на 69-летнюю женщину привел к очень тяжелым последствиям. У пенсионерки два перелома правой руки и перелом шейки бедра. По данному случаю в отношении электросамокатчика даже завели уголовное дело за нарушение правил безопасности движения, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека. Санкции статьи предусматривают ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Наказать проблематично

Законодатели уже не первый год ломают голову над тем, какие законы принять, чтобы как-то регулировать лихачей на самокатах. Получается пока не очень эффективно.

Первое, о чем задумались власти, - как отучить пользователей бросать прокатные самокаты где попало.

«Когда самокаты стоят поперёк тротуаров это создаёт кучу неудобств. Конторе по прокату плевать на людей, это ответная реакция. Нужнв какие-то правила, чтобы удобство одним не создавалось за счёт неудобства других», - отмечает калининградец Александр.

В прошлом году нарисовали по городу несколько парковок для СИМ. Впрочем, реальных санкций за то, что самокат оставлен посреди улицы так и нет. Предполагается, что если рядом есть парковка, а пользователь бросит самокат за её границами, любой активный гражданин сможет сфотографировать нарушение, так, чтобы был виден номер и факт нарушения, и отослать снимки на телеграм-бот. Штрафы за неправильную парковку со стороны операторов сейчас достигают 1000 рублей. Однако на деле таких вот сознательных граждан, готовых тратить свое время на борьбу с неправильной парковкой электросамокатов, совсем немного.

«Тут нет смысла изобретать «велосипед» - в Санкт-Петербурге уже давно ввели систему, когда пользователь не может завершить поездку до тех пор, пока не припаркует СИМ в положенном месте. Деньги с него снимают и снимают. Вот  и в Калининграде можно так сделать», - считает глава инспекции по безопасности при региональном Законодательном собрании Дмитрий Мельников.

Со всеми остальными нарушениями, как то превышение скорости, езда в неположенных местах, поездки на самокатах вдвоем и прочее можно регулировать только повышенными штрафами, считает эксперт.

«Обратите внимание, как наши люди ездят по дорогам за границей. Зная, что штраф составит несколько сотен евро, уже нет желания нарушать. У нас же обычный штраф – 500 рублей, что никак не заставляет человека задуматься, стоит ли нарушать», - говорит Мельников.

Так же эксперт рассказал, что несмотря на усилия кикшеринговых компаний по отслеживанию недобросовестных пользователей, процветает рынок покупки-продажи левых аккаунтов для использования СИМ.

Кстати
Для повышения ответственности водителей электросамокатов в настоящее время рассматривается инициатива по введению обязательного страхования автогражданской ответственности для этой категории транспортных средств, по аналогии с ОСАГО. Обязательная страховка для владельцев СИМ может стать эффективным инструментом защиты участников дорожного движения. Однако как распространить эту меру на арендные самокаты – пока не понятно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах