(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
620

Генеральский сапог. В Черняховске нашли уникальную роспись начала XX века

Фото предоставлено Михаилом Рогозным / АиФ

Найденная в Черняховском городском театре уникальная роспись известного восточно-прусского художника Эдуарда Бишоффа - настоящая сенсация в мире искусства. Один из фрагментов монументальной живописи реставраторам из Санкт-Петербурга удалось очистить от многолетних наслоений краски. Подобных образцов монументальной живописи в России осталось не так много - поэтому значимость реставрационных работ в Черняховске сложно переоценить. 

Тайна росписей

Современный Черняховск Калининградской области (бывший Инстербург) меньше других пострадал в годы Второй мировой войны. Там, где сейчас в Черняховске находится Городской театр, был Общественный дом Инстербурга (1880 г.) – центр его культурной жизни. В фойе сохранились  стеклянный потолок, деревянная обивка стен, паркет, оригинальные двери. А вот о судьбе росписей многие годы не было ничего известно.

«В советские годы в здании был Дом офицеров. Только в 2012 г. Минобороны передало его  муниципалитету. С тех пор идея, что где-то под наслоениями краски прячутся фрески, нас не оставляла, - рассказывает руководитель Городского театра Галина Желобкова. – Историк  Владимир Власов лет десять назад написал статью по ансамблю Театральной площади, где и находится наш театр. Отдельный блок он посвятил росписи Бишоффа. К работе прикладывались фотографии 30-40-х годов росписи залов Общественного дома Инстербурга. Если эти росписи удастся восстановить, они станут жемчужиной культурного наследия Черняховска. Когда в нашем здании начался ремонт (уже сделали кровлю и фасад, планируются внутренние работы), мы захотели понять, сможем ли мы восстановить фрески. Власти округа пригласили из Санкт – Петербурга реставратора. Он вместе с супругой Ингой Будниченко (она тоже реставратор) работали у нас три дня с утра до ночи. По фото определили, где могли находится росписи, после чего рабочие сняли со стены гипсокартон. Один фрагмент размером 1 м на 80 см удалось расчистить. Ждём заключения, подлежит ли роспись восстановлению и насколько это будет дорогостоящим».

Известно, что заказ на роспись фойе Общественного дома городской магистрат сделал профессору живописи Академии художеств Кёнигсберга Эдуарду Бишоффу в 1936 году. Вероятно, росписи были закончены к 1939 г. и приурочены к проведению столетнего юбилея конного турнира в Инстербурге (город был столицей конного спорта Пруссии). Работу художник выполнил вместе с учениками. Над сюжетами проходила небольшая лента, опоясывавшая верхнюю часть стен зала и дававшая краткие описания, выполненные готическим шрифтом. Благодаря сохранившимся чёрно-белым фотографиям стало возможным описать несколько сюжетов, семь из которых были впервые опубликованы и описаны Вальтером Грунертом в периодическом издании газеты «Дас Остпройссенблатт» в 1963 г.

«Об этой росписи было известно давно, - говорит историк Владимир Власов. – Ещё немецкие историки города говорили о ней после войны. Я написал в Музей Восточной Пруссии Люнебурга, где хранится литературное и живописное наследие. Удалось связаться с Йорном Барфодом, который как раз писал книгу про Эдуарда Бишоффа, он любезно предоставил мне в электронном варианте снимки монументальной живописи Общественного дома Инстербурга отличного качества.  По этим фотографиям удалось реконструировать, где именно находились фрагменты росписи. Это искусство 30-х годов. Сюжеты написаны в 1938 – 39 годах по периметру одного из залов Общественного здания Инстербурга. Продержались они в первоначальном виде недолго. После войны их закрасили. Сюжеты исторические. Один из них – «Восточно-прусская национальная кавалерия и остатки Императорской армии». В многофигурной композиции показано шествие воинов французской армии, склоняющих головы в знак поражения. У их ног лежит оружие. В центр пешей группы художник поместил невысокую фигуру, скрывающую своё лицо тёмной мантией. Следует предположить, что перед нами символически изображен Наполеон.  Группу французов сопровождают два сидящих верхом кавалериста прусского ландвера.  На том фрагменте, что удалось расчистить реставраторам, как раз изображён фрагмент сапога одного из французов - возможно, генеральский или маршальский. Хронисты упоминают прохождение через город в декабре маршалов Мишеля Нея и Даву Луи Никола, вице-короля Италии и генерала Эжен де Богарне, маршала и короля Неаполитанского королевства Иоахима Мюрата (Жоашен Мюра), изображенных в многофигурной композиции, демонстрирующей шествие воинов французской армии, склоняющих головы в знак поражения.

Фото: АиФ/ Фото предоставлено Михаилом Рогозным
Фото: АиФ/ Фото предоставлено Михаилом Рогозным

Другие сюжеты не менее интересны. Всего их было восемь, в том числе, «В 1657 году грабящие и приносящие смерть татары уничтожают имущество инстербуржцев», «1739. Леопольд фон Дессау Фридрих Вильгельм I и кронпринц Фридрих в Инстербурге», «Поселенческая политика Фридриха Вильгельма I: новая родина зальцбуржцев», «1914. Русские в Инстербурге. Фельдмаршал фон Гинденбург», «1811. Наполеон забирает последние запасы муки для своих 14 полевых пекарен» и другие.

Один из сюжетов посвящён открытию Тракененского конезавода.  Бишофф был не только замечательным портретистом, но и отличным анималистом. Не раз ездил на конный завод Георгенбург, чтобы сделать зарисовки лошадей.

Предстоит большая исследовательская работа, которая позволит выяснить, сохранилось ли что-то помимо сапога. Может, только он и остался. Семь лет назад в здании театра штробили стены, сейчас собираются делать большой ремонт. По центру каждой из композиций, наверняка, будут утраты. Хорошо бы полностью расчистить зал от многолетних наслоений краски. Но процесс этот не быстрый.     

В Калининградской области, помимо Гусевского агропромышленного техникума, монументальной живописи больше нигде нет. Остались лишь небольшие фрески 14 в. в старых кирхах. Что касается работ Бишоффа, в частных собраниях калининградцев есть его графика и портреты. Одна из работ раннего периода находится в Калининградском музее изобразительных искусств».  

Изучили под микроскопом

«До этого я не был знаком с работами Бишоффа, - рассказал реставратор, доцент кафедры Живописи и реставрации Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица Михаил Рогозный. – Посмотрел фото – росписи очень высокого уровня. Академизм, но не сухой. Сюжеты красиво скомпонованы. Бывает, вещи ценны только с исторической точки зрения, но не исполнением. А здесь сочетание и того, и другого. Такая достойная живопись, безусловно, представляет ценность. Росписи располагались фрагментами по углам стен. Практически все они были зашиты гипсокартоном. Мы его сняли и попробовали произвести расчистки в разных местах. Убирали скальпелем слой за слоем. В одном из мест на северо-западной стене нынешнего зала хореографии (визуально оно было в наилучшем состоянии) удалось снять пять слоёв.  Фрагмент был закрашен несколькими слоями краски, между ними – обои, шпатлёвка. Видно, что жизнь шла, и особо никто не задавался вопросом, чтобы сохранить живопись. Но нам она открылась: тончайший слой предположительно клеевой краски со связующим казеином – одна из древних техник живописи. Я взял пару проб красочного слоя, изучил его под микроскопом. По итогам сделаем заключение. Работа выполнена в гризайле (Авт.: разновидность росписи, выполняемой градациями одного тона). Перед нами предстало изображение сапога. Это лишь начало сложной многофигурной композиции. Приятно, что через много поколений сохранилось искусство – оно вечно! Конечно, это не Рафаэль, но, тем не менее, очень достойная монументальная живопись. Образцов монументальной живописи в России осталось не так много. Казалось бы, в Санкт – Петербурге, начиная с Петра Первого, расписаны все дворцы. Но дожили до наших дней единицы. Ещё в начале века Бенуа печалился: «Всё рушится». Так что любая такая находка – открытие. Эта роспись точно станет достопримечательностью Черняховска и, наверняка, войдёт в экскурсионную программу. У нас, в отличие от других стран, не принято показывать работу реставратора в процессе. А зря. Это было бы любопытно для многих. Когда мы с супругой работали, приходили дети – восхищались: «Как здорово!». Интерес большой. Меня спрашивают: сколько времени займёт, чтобы расчистить всё. Думаю, не один год».       

По заключению реставратора, работы обязательно нужно продолжить.  Михаил Рогозный готов привлечь к работам талантливых студентов Академии.   

Справка
Эдуард Бишофф (1890-1974) - самый значительный представитель восточно-прусской живописи XX в. Ещё в 1920-е гг. он был известен как портретист. Но его разносторонние художественные дарования проявлялись также в графике, скульптуре, мозаике, витражах.

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах