Примерное время чтения: 4 минуты
533

Экономика «солнечного» камня. Как в области развивается янтарная отрасль?

На прошлой неделе в регионе произошло несколько знаковых событий. Впервые был заключен прямой контракт на поставку сырья янтарному промышленному кластеру со стороны Янтарного комбината. Помимо этого, на самом предприятии презентовали расширенное ювелирное производство. Какие векторы развития отрасли в мировой столице «солнечного камня» сформировались на сегодняшний день?

Задача – увеличить переработку

Сейчас на ювелирном производстве Янтарного комбината трудится порядка 200 человек. Предприятие сейчас ищет мастеров буквально по всей стране.

«Я почти каждый подписываю заявления о приеме на работу, – рассказал генеральный директор Янтарного комбината Михаил Зацепин. – Даём работу местным жителям и привлекаем кадры из других регионов, особенно тех, где развитая горная промышленность и ювелирное дело: это Урал, Кострома, Якутия и другие. Всем рады и помогаем обустроиться, компенсируем арендную плату за жилье. Главное, чтобы люди хотели работать».

Цифра
К 2025 году 75% добываемого янтаря должно перерабатываться внутри области.

По существующей стратегии развития янтарной отрасли до 2025 года на территории Калининградской области нужно обеспечить переработку 75-ти процентов всего добываемого янтаря. При этом, чтобы реализовать положения стратегии сектор переработки  должен от текущего значения на сегодняшний день наращивать объемы на 21% ежегодно.

Перед янтарной отраслью стоит задача не просто переработать продукт, но и произвести качественные изделия, штучный товар, востребованный на рынках России и Запада. И участие в этом принимает не только янтарный комбинат, но и небольшие предприятия отрасли, коих сегодня насчитывается порядка 32-х, входящих в янтарный кластер. Если в 2020 году предприятия кластера производили готовую продукцию на 1 650 000 рублей, то к 2025 году должны выйти на показатель 5 600 000 рублей. Такие данные приводит руководитель Ассоциации «Кластер янтарной промышленности Калининградской области» Антон Федосов.

С 2015 года идет капитальная трансформация отрасли. Можно сказать, что отрасль появилась, как отрасль за последние пять лет. Устранены такие негативные явления, как «черные копатели», идет борьба с контрабандой и контрафактной продукцией, многие компании вышли из серого сектора и работают официально.

Безусловно, в процессе организации отрасли случались перебои с сырьем, дисбалансы поставок, и многие другие неприятные вещи. Тем не менее, сейчас вся отрасль пользуется тремя каналами сбыта: биржей, оптовыми контрактами и аукционами.

«Для микро-компаний и мастеров проводятся отдельные аукционы, кому необходимо – приходят, смотрят и покупают. Кто более продвинут, идет на электронную биржу. В будущем возможно создание розничного магазина янтаря для художников и мастеров на башне Врангеля, - говорит Антон Федосов. - С 2015 года идет капитальная трансформация. Устранены такие негативные явления, как «черные копатели», идет борьба с контрабандой и контрафактной продукцией, многие компании вышли из серого сектора и работают официально. Сейчас вся отрасль пользуется тремя каналами сбыта: биржей, оптовыми контрактами и аукционами».

Знаковым событием в этом контексте стало подписание прямого контракта на поставку сырья янтарным комбинатом профильному промышленному кластеру. Стороны договорились о поставке в текущем году 25 тонн янтарного сырья по цене в 205,2 млн рублей. Ключевым условием соглашения является стопроцентная переработка сырья в регионе.

Сложная дорога в рынок

Сейчас в Калининградской области мы наблюдаем большой приток туристов. Однако это по-прежнему не тот рынок, для которого стоит создавать массовое производство готовой продукции. Предприятия янтарного кластера, в первую очередь, вынуждены ориентироваться на экспорт. Сейчас производители работают с рынками Ближнего Востока, Турции, стран Европы.

«Сегодня эти соотношения в связи с пандемией, изменились. Точной статистики на этот счет нет, но полагаем, что порядка 60-65 % экспортируется за пределы области, а 35-40 % реализуется в розничных сетях и магазинах Калининграда. При этом, пропорция меняется в зеркальном виде в туристический сезон. 60 % реализуется в области, 40 % идет на экспорт», - отмечает Антон Федосов.

Основная проблема – это по-прежнему затруднённый вывоз готовой продукции. Но её можно решить только на уровне федерального законодательства. Существует дисбаланс на российском и мировом рынке в части пошлин на ввоз и вывоз готовой продукции. Зачастую, калининградские изделия на основные рынки сбыта приходят со 100% накруткой от логистики, пошлин и сборов.

У калининградского янтарного кластера уже появился свой дом – Башня Врангеля. Сейчас там постепенно идут восстановительные работы. Здание исторического памятника досталось Ассоциации в весьма запущенном виде – изуродованные бетоном и проводкой стены, засоренная канализация, бетонные стяжки поверх досочных перекрытий. Теперь памятнику стараются максимально вернуть первоначальный вид. Скоро это будет центр притяжения туристов и место проведения различных мероприятий янтарной отрасли – от выставок и ярмарок до палеонтологического музейного комплекса.

Кстати
«Кластер янтарной промышленности Калининградской области» первым в регионе получил статус промышленного кластера и в 2019 году вошёл в перечень промышленных кластеров Минпромторга России. В настоящее время в состав этого отраслевого объединения входит 44 участника, из них 32 – это предприятия. Кроме того, кластер объединяет профильные образовательные заведения, музеи, банковские организации, институты поддержки бизнеса.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах