Как это ни странно, но до сих пор в янтарной столице, как и по всему миру, «солнечных дел» мастера жили без праздника. в калининграде это недоразумение решили устранить раз и навсегда: 21 июля 2020 года войдёт в историю.
Штамповка наступает
В башне «Врангель» на улице Баранова, где презентовали День янтаря, скоро произойдут серьёзные изменения. Здесь откроют Центр кластерного и креативного развития для янтарщиков.
«На первом этаже разместим выставку-шоурум изделий, на втором - лабораторию и коворкинг, на третьем - собрание палеонтологических ценностей, редкие самородки. Возможно, внутренний двор удастся накрыть куполом, и тогда мы получим дополнительные возможности по использованию территории», - рассказал гендиректор Ассоциации «Кластер янтарной промышленности» Антон Федосов.
От нового проекта все ждут позитива, но у отрасли хватает проблем.
Калининградская художница Людмила Высоцкая переживает о том, что из профессии уходят истинные мастера.
«Ремесло обработки янтаря исчезает, уходят люди, уносят с собой секреты. Молодёжь не хочет этим заниматься, потому что грязно, пыльно, не комфортно. А сейчас все привыкли ходить красивые и нарядные, - говорит художница. - Тёплые человеческие руки подменяют машины: уже сейчас множество изделий штампуют на станках ЧПУ, 3D-принтерах. Потребитель в тонкостях не разбирается. Хотя цена такой работы заметно ниже, чем авторской. Надо поддержать художников по янтарю, так как они трудятся в сложных, меняющихся условиях. Их очень мало, можно пересчитать по пальцам. Особенно уникальны те, кто занимается резьбой. Надеюсь, башня «Врангель» даст площадку местным художникам. Мы сможем и продать свои работы, и популяризировать искусство обработки солнечного камня».
Без поддержки никак
Директор известной янтарно-краснодеревной мануфактуры Игорь Емельянов уверен: проблемы янтарщиков нужно решать глобально на федеральном уровне. Менять таможенные правила, процедуры оформления, уменьшать бюрократические препоны для экспортёров.
«Сегодня сложная ситуация, обусловленная всеобщим кризисом, связанным с пандемией, ограничением передвижения, снижением турпотока. Основной потребитель, с которым работают производители янтаря, - это турист. Последние события сильно повлияли на производителей в целом, так как существенно снизились запрос и объёмы производства», - рассказал Игорь Емельянов.
Даже если ситуация с ограничениями выправится, внешнеэкономические факторы по-прежнему будут работать против местных производителей. Себестоимость производства изделий из янтаря за рубежом ниже, чем в области. Экспорт сырья становится более выгодным, чем реализация готовой продукции.
«Стоимость диктуют Китай и арабские страны. Чтобы быть в тренде, приходится конкурировать с тем, у кого максимальный спрос на сырьё. Когда выходим на рынок готовой продукции, получается, что мы дороже на 30-40 %. Нужны усилия власти на региональном и федеральном уровне, чтобы выровнять этот баланс. Компенсирует разницу лишь то, что компетенции регионального производителя выше, за счёт этого и выживаем. Но за рубежом скорость доставки продукции покупателю занимает два-три дня, а у нас - две-три недели. Зачастую клиент не готов столько времени ждать», - говорит Емельянов.
Помощь нужна и для участия в выставках, поскольку это серьёзные финансовые затраты для небольших предприятий по обработке янтаря. На Западе поддержка мастеров от государства порой достигает 80 процентов. Позитивные перемены есть и у нас, но темпы «черепашьи».