День учителя, который отмечается 5 октября в более чем 100 странах — особенный праздник. «АиФ - Калининград» пообщался с директором ДЮЦа города Гусева Татьяной Гавриловой и узнал, почему она решила связать свою жизнь с образованием детей. Педагог рассказала, как сделать так, чтобы учебное заведение было лучшим не только в регионе, но и в стране.
— Почему вы решили связать свою жизнь с образованием детей?
— Спасибо моей маме, которая увидела, что я люблю заниматься детьми. При поддержке родителей я пошла учиться на учителя начальных классов. Более 20 лет я проработала учителем. После переезда в Россию также решила продолжить работу в школе, а потом в интернате для детей с особыми возможностями здоровья. Последние 17 лет моей жизни связаны с детско-юношеским центром, 15 из которых я в должности директора.
— Сейчас очень много говорят, что образование, в том числе, стало «уже не то».
-Я думаю, что это не так. Допобразование - это та сфера, в которой нет чего-то обязательного. Здесь у всех есть выбор. И тогда, и сейчас, допобразование - это сфера, куда дети идут по своему интересу. Единственное, что сейчас по-другому – это технические возможности. Раньше допобразование представляло из себя вязание, шитье, домоводство и какие-то более жизненные темы. Сейчас же, допобразование шагнуло далеко вперед. Это и робототехника, и аддитивные технологии, и БПЛА, и многое другое.
- Почему важно развивать детей дополнительно?
Дело в том, что в школе у детей есть обязательная программа. Школа предоставляет базовое образование, необходимое для поступления в учебные заведения, продолжения обучения и получения профессии. Однако выбор профессии или получение дополнительных навыков, выходящих за рамки общеобразовательной программы, осуществляется через систему допобразования.
Что касается детей, занимающихся техническим творчеством, это, безусловно, будущие инженеры. Через допобразование они могут лучше понять, интересна ли им эта сфера и подходит ли она для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Как привить любовь ребенка к обучению?
- Только искренней любовью можно достучаться до детей. Важно искать такие материалы, которые будут им интересны, а не просто предоставлять информацию, которую они могут найти в интернете. Если давать им только это, они быстро заскучают, ведь сами способны добыть такую информацию. Намного сложнее научить их искать и обрабатывать нужные данные. Для этого нужно самому хорошо разбираться в теме, знать, где искать и уметь преподнести информацию так, чтобы у детей возникло желание исследовать.
Кроме того, очень важно мотивировать детей на успех и одновременно учить их принимать поражение. Это тоже непростая задача и порой болезненная. Если ребенок не умеет проигрывать, он часто теряет интерес к тому, что делает. Баланс между успехом и поражением — один из самых сложных аспектов работы с детьми. Не всех можно этому научить, особенно тех, кто очень чувствителен или мнителен. Это создает дополнительные трудности в процессе обучения.
- Почему ДЮЦ города Гусева является одним из самых лучших учреждений допобразования в Калининградской области?
- ДЮЦ действительно является одним из лучших учреждений региона. Мы являемся федеральной экспериментальной площадкой по развитию предпрофессионального самоопределения детей и сотрудничаем с резиденцией Сколково-Линтех. Эти достижения стали возможны благодаря нашему сильному коллективу.
В нашем ДЮЦе работают педагоги первой и высшей категории, многие из которых имеют ведомственные награды и являются заслуженными работниками системы образования и воспитания России. Два педагога были награждены благодарностями президента Российской Федерации. Достижения наших воспитанников в различных направлениях выходят далеко за пределы нашего региона.
- Что самое сложное в работе с детьми?
Во-первых, найти к ним подход. Каждый ребенок — это уникальная личность, и это нужно учитывать, даже когда работаешь с группой по какому-то общему направлению. Во-вторых, важно не стать слишком взрослым. Это непросто, особенно когда понимаешь, что значительно старше своих учеников. Если ты будешь общаться только как взрослый, давая советы и рекомендации, не все дети тебя услышат. Поэтому основная задача — найти тот язык и формат общения, который будет близок каждому ребенку. Это поможет наладить отношения в группе и создать атмосферу, способствующую результативной работе.
В дополнительном образовании схема «учитель — тот, кто только учит» не работает. Здесь важно не просто обучать, а вдохновлять детей на то, что педагог предлагает. Нужно быть искренне увлеченным своим делом, потому что дети — очень чувствительные существа, и их не обманешь. Они четко ощущают, любит ли педагог то, о чем рассказывает или просто читает по программе. Поэтому самое главное и самое сложное — это искренне любить то, что ты делаешь. И тогда дети обязательно придут к тебе и будут разделять эту любовь.