Мечта и безысходность
Восемь лет назад московский бизнесмен Виктор Батурин приобрёл эту усадьбу у одного из черняховских предпринимателей. Комплекс строений находился в удручающем состоянии: отсутствовали перекрытия, окна и двери, внутренние перегородки. Весной 2007 года новый хозяин практически всё восстановил. Но бракоразводный процесс Батурина с Яной Рудковской изменил судьбу усадьбы. Бывшая супруга затеяла с ним судебную тяжбу. Вскоре усадьба была арестована на основании решения мирового судьи Одинцовского района Московской области по иску Рудковской в счёт его долга в пять миллионов долларов. Добровольно платить должник отказался, усадьбу должны были выставить на торги.
Но и тут разразился скандал. Гражданин Германии - дабы решение вынесли в его пользу - предложил пятимиллионную взятку 26-летней сотруднице калининградского отделения Росгосимущества. Чиновницу взяли с поличным сотрудники правоохранительных органов.
Работы в арестованной по решению судебных приставов усадьбе прекратили. По их данным, охрану строения должен был обеспечить должник. Но Виктор Батурин осуждён за мошенничество на семь лет и отбывает срок.
Тем временем в усадьбе хозяйничают вандалы. Они уже выпилили большую часть деревянных потолочных балок, сняли полы, вырвали оконные блоки, электропроводку. Начали разбирать стены на кирпич. Чья-то рука на стенах усадьбы вывела мелом пророческие слова: «Мечта» и «Безысходность». Неужели от исторического наследия не останется камня на камне?
Выставили на торги
«В замке Уолмер, в графстве Кент, где умер Веллингтон, с давних пор музей его имени, в Силезии, в польском Болеславце, где умер Кутузов, - мемориал его имени, в Стокгольме в полудюжине музеев с благоговейным трепетом показывают реликвии Бернадота. С таким же пиететом в Вене чтут память Феликса Шварценберга. И только русский фельдмаршал Барклай всё ещё не удостоен у себя на родине чести, достойной его памяти…» - это слова известного историка Вольдемара Балязина, автора книг о полководце М. Б. Барклае-де-Толли. С горечью писал он об этом ещё в 1990 году. К сожалению, ничего не изменилось.
- Когда усадьбу начал восстанавливать Батурин, все воспрянули духом: «Она спасена!». Мы верили, что туристы, которые не считают за труд сделать крюк - взглянуть на обелиск Барклая в Нагорном, вскоре будут знакомиться с экспозицией о полководце в добротно отремонтированной усадьбе, - говорит местный краевед Галина Ерофеева-Каштанова, - средств и стараний было вложено немало. Но превратности судьбы помешали закончить работы. Сегодня важно, чтобы власти проявили добрую волю (как в случае с реставрацией обелиска Барклаю) и спасли усадьбу. Стены её ещё крепки, крыша, слава Богу, цела. Рядом - приличный участок земли.
Частные будут вложены средства или государственные - не принципиально. Важно спасти это памятное место для истории. Пусть это будет частное владение, хозяин которого займётся агротуризмом, гостиничный комплекс с небольшой экспозицией о полководце - главное, чтобы усадьба-памятник уцелела. В идеале она могла бы стать музеем, возможно, с гостевыми комнатами, роскошным парком. Здесь могли бы проводить не только экскурсии, но и семинары, конференции, встречи. Для её обустройства можно было бы оформить проект на какой-либо грант.
В любом случае, медлить больше нельзя, иначе усадьбу, где перестало биться сердце полководца, растащат на кирпичи. Классный будет пример патриотического воспитания!
- В 2012 году администрация района предприняла попытку приобрести усадьбу в муниципальную собственность, - глава муниципального образования «Черняховский муниципальный район» Юрий Ковылкин. - Были планы создать там музей Барклая-де-Толли, использовать этот уникальный объект в развитии туризма. Идею поддержало региональное министерство культуры, договорились и о финансовой поддержке.
Но, как выяснилось позже, служба судебных приставов-исполнителей допустила неточность: указала в переписке с властью региона не тот объект, и планы администрации не сбылись. Чтобы выкупить усадьбу сейчас - накануне отопительного периода - у муниципалитета нет средств. Поэтому решили обратиться в правительство Калининградской области за финансовой помощью. В настоящее время комплекс исторических зданий выставлен на торги за 1 млн 900 тыс. руб. Шанс спасти уникальный объект от полного уничтожения ещё есть.