Аргументы и Факты
klg.aif.ru
16+
Калининград
Аргументы и Факты
klg.aif.ru
16+
Калининград
Примерное время чтения: 3 минуты
2113

Литовский демарш. Кремль жестко отреагировал на угрозы остановить транзит

В последние дни отношения между Литвой и Россией вновь оказались в центре международного внимания. Поводом стала серия заявлений из Вильнюса о возможности ограничения транзита в Калининградскую область. Последовавшие реакции Москвы и экспертного сообщества показали, что бездумные заявления Литовцев, могут иметь последствия.

Странные заявления из Вильнюса

Первым  выступил президент Литвы Гитанас Науседа. Он заявил, что рассматривается вариант «долгосрочного закрытия границы с Белоруссией и ограничения калининградского транзита» на фоне сообщений о контрабанде сигарет при помощи метеозондов. Эти происшествия, по мнению Вильнюса, представляют угрозу национальной безопасности и являются «гибридной атакой».

Любопытно, что случаи контрабанды фиксировались исключительно на белорусском участке границы — на направлении Калининграда подобных эпизодов не было. Однако в Литве поспешили связать обе темы и пригрозить остановкой транзита в Калининград и обратно.

Реакция Калининграда не заставила себя ждать. Губернатор Алексей Беспрозванных назвал заявления Литвы провокационными и подчеркнул, что любые попытки ограничить транзит противоречат условиям, на которых Литва вступала в Евросоюз в 2004 году.

«Мы внимательно следим за ситуацией, поддерживаем связь со всеми перевозчиками. В регионе действует оперативный штаб по обеспечению транспортной доступности», — отметил глава области, добавив, что регион продолжает развивать альтернативные маршруты и пользуется полной поддержкой федерального центра.

"При любых условиях"

Официальная реакция Кремля была жёсткой, но без излишней эмоциональности. Дмитрий Песков подчеркнул, что Калининградская область — «неотъемлемая часть России», и связь с ней будет обеспечена при любых условиях.

Позже официальный представитель МИД РФ Мария Захарова напомнила Вильнюсу о международных обязательствах, вытекающих из совместных заявлений России и ЕС 2002 и 2004 годов. Эти документы гарантируют беспрепятственный транзит пассажиров и грузов между основной территорией России и Калининградом.

«Подобные угрозы противоречат достигнутым договорённостям и могут быть расценены как недружественный шаг», — заявила Захарова.

Литовский МИД идёт дальше

Тем не менее глава МИД Литвы Кястутис Будрис заявил, что страна «оставляет за собой право» ограничить или даже полностью перекрыть калининградский транзит «в случае необходимости для обеспечения безопасности». По его словам, речь идёт о мерах, которые будут приняты при «определённых действиях со стороны России».

Будрис также напомнил, что порядок транзита регулируется соглашением между Россией и Евросоюзом, а не отдельными договорённостями с Литвой, что, по сути, подтверждает невозможность принятия Вильнюсом одностороннего решения.

Эксперты: «прощупывание реакции»

Политолог Павел Фельдман считает, что Вильнюс использует тему Калининграда как инструмент внешнеполитического пиара. «Подобные заявления — способ напомнить о себе западным партнёрам и продемонстрировать лояльность США и ЕС. Вильнюс предлагает свой “главный экспортный товар” — антироссийскую риторику», — отметил эксперт.

Он подчеркнул, что страны Балтии переоценивают своё влияние, полагая, будто способны влиять на отношения Москвы и Брюсселя. На деле же в Евросоюзе такие угрозы воспринимают без серьёзности: реальная блокада Калининградской области стала бы нарушением общеевропейских обязательств и ударом по транзитной логистике всего региона. И точно повлекла бы за собой самые серьезные последствия со стороны России.

Что стоит за угрозами

Скорее всего, инициатива Вильнюса — не более чем политический сигнал. На фоне кризиса в Европе Литве важно показать жёсткость позиции, сохранив при этом зависимость от решений Брюсселя и НАТО. Любые реальные действия против Калининграда неизбежно вызвали бы международный скандал, юридические и иные последствия.

Россия же демонстрирует спокойствие: с 2022 года развиваются альтернативные пути доставки грузов через морские линии Санкт-Петербург — Калининград, а также строятся новые логистические центры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах