Примерное время чтения: 5 минут
3756

Без дозвола. Почему остановились грузоперевозки между РФ и Польшей

Перевозчики должны вернуться в страну до 15 февраля.
Перевозчики должны вернуться в страну до 15 февраля. / Станислав Ломакин / АиФ

В понедельник, 1 февраля, истек срок соглашения о транзитных грузоперевозках, так называемых «дозволах», между Польшей и Россией. Это грозит простоем предприятиям и дефицитом некоторых товаров, а если придётся менять логистику, то и подорожанием.

Стороны так и не пришли к согласию о количестве разрешений для своих перевозчиков на 2016 год.  Россия предложила Польше продлить срок действия разрешений до 15 февраля, но польская сторона отклонила предложение, согласившись лишь дать возможность перевозчикам обеих стран, въехавшим до 31 января на территорию Польши и России, вернуться в страну регистрации до 15 февраля.

Шантажируют?

Минтранс РФ и польские коллеги не могут договориться с осени 2015 года. 27 января российское ведомство получило очередное письмо, в котором поляки возмущались новыми требованиями российского законодательства. Как сообщается на сайте Минтранса, польская сторона в ультимативном порядке требует изменить по отношению к её перевозчикам ФЗ № 362 и новые нормативные акты.

Эти документы  устранили «дырки в законе», пользуясь которыми недобросовестные иностранные, в том числе польские, перевозчики ввозили из третьих стран в Россию грузы под прикрытием льготного двустороннего режима. Конкуренты шли на разные ухищрения: переоформление документов, использование фиктивных накладных и др. В результате российские компании оставались без грузов и теряли позиции на европейском рынке.

Перевозчики ждут не только экономических, но и политических решений. Фото: Пресс-служба УМВД России по Калининградской области

По мнению калининградских перевозчиков, польская сторона намеренно затрудняет решение вопроса с «дозволами». Польские перевозчики «хотят получить разрешение на перевозку российских грузов».

«Польская делегация ведёт себя крайне неконструктивно, - комментируют в Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП). - Например, первые намеченные переговоры в октябре 2015 года были отменены ею, когда российская делегация уже прибыла в Варшаву, а запланированную двухдневную встречу в январе 2016 года в Светлогорске польская сторона прервала через два часа после начала».

Убыточная схема

Для Калининградской области ситуация более чем тревожная. Еще три года назад через Польшу в область поступало более 60% импортных товаров (прежде всего стройматериалов, продовольствия и товаров повседневного спроса). Сегодня через Польшу в Калининград везут продукты, комплектующие,  и малейшие перебои с их поставкой могут вызвать рост цен.

«Даже муку определённого сорта для пиццы или панировочные сухари особого качества, которые не делают в Калининграде и России, и те ввозили из ЕС, - говорит председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк. - Оттуда же поступали комплектующие для автопрома и для нефтевышек, например. Транспортники сейчас будут искать другие логистические схемы в обход Польши. Но те же грузы из Польши доставить нечем, кроме как отдать чужим перевозчикам, имеющим разрешения: белорусам, литовцам, немцам. Они, как правило, в Калининград, «на короткое плечо», ехать не хотят - невыгодно. Грузов отсюда нет. Поэтому ставку будут задирать, чтобы покрыть и холостой пробег, и длительное пребывание в регионе на оформлении. По моим подсчётам, при хорошо организованной логистической цепочке удорожание будет минимум на 50%, а где-то - даже в два раза. Смогут ли предприятия вписаться в эти расходы? Кто-то снизит производство, кто-то остановится».

Местные транспортники вспоминают «кризис «дозволов» 2012 года, когда перевозчики получили их в два раза меньше, чем годом ранее. Но тогда, после длительных переговоров, было принято решение о выделении для калининградцев дополнительных 15 тысяч дозволов. Это и гарантировало перевозчикам спокойную работу. 

«Но тогда ситуация была другая. Санкций не было, - считает Степанюк. - Теперь должны договориться ещё и политики.  Если же говорить об экономике, у обеих сторон - масса причин пойти друг другу навстречу. Если калининградский вопрос будут решать в рамках общероссийской проблемы, результатов дождёмся не скоро. Наш вопрос надо рассматривать отдельно, в первоочередном порядке».

Минтранс России прорабатывает дальнейшие шаги по возможному урегулированию ситуации. Во вторник, 2 февраля, польские и российские эксперты в Варшаве продолжают начатые накануне переговоры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах