По некоторым позициям рост достиг 20%. пострадают предприятия области, производящие продукцию на экспорт.
Неравные условия
Директор калининградской деревообрабатывающей компании «Лесобалт», депутат облдумы Александр Орехов на заседании комитета по экономической политике заявил, что повышение железнодорожных тарифов – один из главных пунктов уничтожения бизнеса в области. Сотни человек могут оказаться на улице.
«Работаем до 10 сентября, – рассказал Александр Юрьевич. – В течение двух недель судьба завода, на котором трудится 370 человек, должна решиться. Сырья для работы хватит на 2 месяца, и всё… Проблема – в транспортной доступности. С повышением 31 июля платы за транзит по Белорусской железной дороге на 19% за тонну за километр для нас увеличилась стоимость прохождения и так очень дорогой доставки груза. За прошлый год платежи по грузовым перевозкам по Литве и Белоруссии для компании составили около 90 миллионов рублей. Если брать чисто российские тарифы, мы заплатили бы 25 миллионов. Это если работать в равных с предприятиями большой России условиях, что должно быть гарантировано Конституцией. Мы же находимся в неравных условиях. Аренда вагона за два года поднялась с 95 до 145 тысяч рублей. Речь не только о нас. Удорожание влечёт рост стоимости ГСМ и коммунальных тарифов в регионе. Большинство предприятий, которые зависят от завоза сырья, лишены возможности развиваться, имеют убытки. Для нас есть три варианта развития событий: перепрофилирование деятельности завода и переобучение желающих сотрудников. Второй – сохранение профиля, но с серьёзным вложением средств в развитие, углублённая модернизация, новые производства. Третий – полное сокращение производства. Решение зависит от учредителя – московского фонда и новых инвесторов. Проблему решило бы возвращение субсидирования. Но Минтранс отказал: паромная геополитика важнее, чем судьба предприятий области и жителей. Но перевозка на паромах даже при сегодняшнем раскладе на треть дороже»!
Спасут субсидии
«Логика властных структур такая: с введением субсидирования увеличатся аппетиты железной дороги, разница в тарифах будет ещё ощутимее, а паром станет неконкурентным, – говорит глава комитета Калининградской торгово-промышленной палаты по транспорту Леонид Степанюк. – Грузы можно доставлять и автотранспортом – это дешевле, если бы не простои на границе. Думаем, как избежать взваленного на нас горба – одной из причин неконкурентности наших товаров на рынке и их 50%-ного удорожания».
Ситуация не была бы такой острой, если бы на линии работали все три парома. Однако сегодня в строю только «Амбал». По «Балтийску» срок ремонта пока не определён. «Петербург» же продан во Францию.
«Режим свободной таможенной зоны благоприятствует «приземлению» здесь сырьевых потоков и производству продуктов с высокой добавленной стоимостью для поставок за рубеж, – уверен президент Союза «Калининградская торгово-промышленная палата» Феликс Лапин. – Инвестиции сдерживает только высокая цена доставки сырья, и основной вклад в эту стоимость вносят тарифы Литовской и Белорусской железных дорог. Мы просим установить единый тариф, чтобы для нашего бизнеса действовали те же правила, по которым осуществляются перевозки в России: чем больше расстояние, тем ниже тариф. Окончательное решение Правительство РФ ещё не приняло».