В Калининграде страховщики массово отказываются оформлять договоры ОСАГО на старые легковушки, мотоциклы, автобусы. В ближайшее время часть транспорта может не выйти на линию.
Лишать лицензии
«Обратилась в несколько компаний - ни одна не хочет страховать мою «Тойоту-Ярис» 1999 года, - переживает калининградка Наталья. - Онлайн-выдача полисов работает только для машин с 2005 года выпуска. Третий день пытаюсь - всюду отказы. Страховка истекает через неделю».
«Все эти отказы незаконны, - возмущен руководитель областной организации защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев. - У вас есть диагностическая карта, машина исправна... Стон из-за отказов стоит не только в Калининградской области - по всей России. Но кто-нибудь из пострадавших обратился в Российский союз автостраховщиков (РСА) или Центробанк, контролирующие деятельность страховщиков? Обратитесь - и эту страховую быстренько прижмут к ногтю. Самое главное - зафиксировать факт отказа или потребовать его в письменной форме. Уверен, ни одна компания не даст письменный отказ. За такое решение можно получить предупреждение, а в следующий раз - лишение лицензии. Автомобилисты, которые решат судиться, получат еще компенсацию морального вреда от страховой».
Должностным лицам за необоснованный отказ страховать грозит штраф от 20 до 55 тысяч рублей, юридическим лицам - от 100 до 300 тысяч.
Сроки истекают
Странное поведение страховщиков может создать проблемы и «безлошадным»: в ближайшее время в Калининграде, например, вероятны перебои в работе общественного транспорта.
«Не страхуют автобусы большого и малого класса, - говорит руководитель НП «Калининградский региональный транспорт» Владимир Гренц. - Неважно, какой у них возраст, какое предприятие. Понятно, общественный транспорт в две смены работает, выше риски. Но есть же закон! Страховщики его стараются обойти. Проблема серьезная. Автобусы на предприятиях простаивают. Пока их закрывают какими-то резервами. Но сроки договоров истекают. Если критическая масса накопится, автобусы просто перестанут выходить на линию. Когда пассажиры почувствуют их нехватку, тогда, может быть, федеральные власти обратят внимание на проблему».
У самого крупного перевозчика в Калининграде - МП «Калининград-ГорТранс» - в середине сентября могут не выйти на линию несколько автобусов. Компания объявляла конкурсы на услуги страхования - никто не заявляется. Перевозчики считают, что страховщики специально создают им проблемы - давят на власти. Страховые компании после изменения закона об ОСАГО постоянно жалуются, что им невыгодно работать. Стараются выторговать свободные тарифы. Сегодня предприятия платят им от 6 до 20 тысяч рублей за автобус.
Система электронного страхования на автобусы пока не распространяется. У водителей же легковушек она, напротив, набирает популярность. На этой волне растет количество предложений от мошенников. Регулярно появляются сайты, имитирующие бренды известных компаний. Список лицензированных страховых есть на сайте РСА или Банка России.