Субсидировать авиаперевозки из Калининграда в большую Россию начали с 2011 года. Льготные билеты реализуют с 15 мая по 15 октября. В этом году, за два месяца до окончания действия программы, дешевых билетов уже не хватает. Некоторые перевозчики закрыли продажи на калининградском направлении, полностью выбрав лимит. Почему так получилось и какие меры будут предпринимать с учетом предстоящего чемпионата мира по футболу, три игры которого пройдут в Калининграде, узнал журналист «АиФ-Калининград».
Квоту выбрали
«Надо срочно лететь в Санкт-Петербург к брату – он тяжело заболел, больше ухаживать некому, а дешевых билетов на ближайшие дни нет, - говорит калининградка Светлана Кузнецова. – Предлагают за 9950 при моей зарплате продавца в 15 тысяч рублей! Не знаю, что делать. Собирать по знакомым деньги в долг, но кто же даст – сейчас все выживают».
В городских авиакассах Калининграда подтвердили: субсидированных билетов на август нет. Остались только на начало сентября, и те долго не залеживаются - раскупают мгновенно.
«Пришла на работу во вторник, 1 августа, а мне говорят: крупнейший авиаперевозчик закрыл продажу билетов на калининградском направлении, - говорит кассир Наталья. – Выбрал квоту из федерального бюджета. Так что обрадовать жителей нечем. Но ситуация может и измениться, если им выделят дополнительные средства».
На следующий же день, 2 августа, об израсходовании средств заявила еще одна авиакомпания.
На сайтах по продаже билетов разброс цен огромный: к примеру, долететь до Москвы предлагают от 6,6 до 40 тысяч рублей в одну сторону. До северной столицы самое «доступное» предложение: 6070-9185 рублей. Немногим по карману.
По данным регионального правительства, на 1 июля за полтора месяца с начала реализации программы реализовали более 116 тысяч авиабилетов по специальным тарифам – освоили 73% средств, предусмотренных федеральным бюджетом.
Москва услышит?
Понятно, что избежать в такой ситуации дефицита льготных авиабилетов не удастся. Глава региона Антон Алиханов обратился к главе Минтранса РФ Максиму Соколову с просьбой выделить в текущем году дополнительные деньги на реализацию программы и увеличить объемы финансирования на два ближайших года.
Кроме того, власти региона направили письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы России о необходимости проверки обоснованности роста цен на авиабилеты, реализуемые российскими перевозчиками на направлениях «Москва-Калининград-Москва» и «Санкт-Петербург-Калининград-Санкт-Петербург».
«Высокая цена на авиабилеты и их недостаточное количество по спецтарифам не позволяют россиянам со средним уровнем дохода воспользоваться воздушными перевозками в Калининградскую область, - сообщил врио губернатора. - Принимая во внимание, что воздушный транспорт в текущей ситуации является гарантом обеспечения транспортной независимости региона, необходимо принять меры».
Впрочем, говорится об этой проблеме каждый год. В 2016 году перевозчики «попридержали» дешевые авиабилеты (дорогие им реализовывать выгоднее), из-за чего не использовали 100 млн рублей субсидий. Примерно на такую же сумму региону урезали субсидии в этом году.
В 2016 году на субсидирование авиаперелетов из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург планировали выделить из федерального бюджета 462,5 млн рублей, фактически израсходовали 364,4 млн рублей. Перевезли по спецтарифу 162,6 тысяч человек. В текущем году планировали выделить 341,5 млн, на 1 июля израсходовали 248,4 млн рублей.
Власти прогнозировали, что население почувствует нехватку субсидированных авиабилетов осенью, но они исчезли в разгар отпускного сезона. Тем, кто не смог приобрести их заранее, не позавидуешь.
Пассажиропоток на калининградском направлении растет. В 2016 году область посетило 900 тысяч туристов. Ожидается, что в 2018 году, когда регион примет игры чемпионата мира по футболу, их будет значительно больше. В соцсети калининградцы уже высказывают опасения, что увеличение турпотока «выйдет населению боком» - проблема транспортной доступности региона не решена. Просить каждый раз «добавки» у Минтранса – наверное, не единственный выход. Нужно привлекать в регион новые авиакомпании, которые, конкурируя между собой, будут снижать цены.