Примерное время чтения: 5 минут
84

Продуктовая блокада

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 21/11/2012

Пять посёлков Озёрского района оскандалились на всю страну. Пенсионерам там пришлось сесть на жёсткую диету, так как больше месяца не приезжала автолавка с продуктами. Старики питались овощами с огорода, грибами, а за хлебом снаряжали в райцентр гонцов на такси. Кусочек хлеба выходил по цене заморского деликатеса...

Власти вмешались, увидев сюжет в интернет-новостях... "АиФ" приехал в пос. Вольное под Озёрском в день, когда туда после долгого перерыва вернулась автолавка. По пустым улицам села летали машины чиновников областной, районной и поселковой администраций...

В булочную на такси

"Наделали мы шуму", - удивляются местные, не привыкшие к такому вниманию. Люди скучковались у остановки школьного автобуса, рейсовый тут года 3 не ходит. Закрылись почта, клуб, а год назад и продмаг. На улице - холод и пронизывающий ветер. Но старики терпеливо ждут автолавку, уже больше часа, боятся пропустить. 85-летняя Мария ВОЛКОВА прикатила продуктовую тележку с самого конца посёлка. Шла по бездорожью.

- Я тут в колхозе проработала больше 40 лет: дояркой, свинаркой, на торфах... Имею награду "Знак почёта", - рассказывает бабуля, кутаясь в платок, - а теперь и хлеба не могу купить.

Наконец, с трассы выруливает хлебовозка РайПО. Продавца автомагазина Светлану встречают ласково: "кормилица".

- Сегодня уже были в Пограничном и Красном хуторе, - говорит она. - Дальше - в Комсомольское. Везём соль, сахар, хлеб, муку, спички, мясо...

Обычный график приезда автолавки - раз в неделю. Машина обслуживает 32 посёлка. Местные говорят, бывает, зимой ждёшь, а её нет. В гололёд или вьюгу продуктов можно не дождаться.

Правительственная комиссия выяснила, что перебои в снабжении отдалённых посёлков случались и раньше. Куда-то лавка не приезжала больше месяца. Тогда пенсионеры скидывались на такси по 70-100 руб. в один конец... Больше доехать не на чем.

- Тяжело без автобуса: бабушкам, бывает, назначат уколы, - говорит местная жительница Нина СМИРНОВА. - И как им ходить в райцентр? Пешком?..

Тем временем баба Маша Волкова направляется с тележкой в неблизкий путь. Отоварилась на 550 руб. Хлеба взяла побольше, хранит его в морозилке...

Возвращение автолавки

Председатель Совета Озёрского РайПО Нина ГОРОБЕЦ ещё месяц назад могла пустить вместо сломавшейся автолавки одну из 6 новых хлебовозок. Но вместо этого Нина Васильевна прекратила подвоз продуктов. Как говорит сама - от того, что торговля автолавки - убыточная, машина - старая. Но районные чиновники думают, что причина в другом. Ещё в 2006 г. район должен был получить 410 тыс. руб. по программе развития торговли на селе, деньги так и не дошли. Только Нина Горобец все эти годы была уверена, что средства район получил и утаил, и требовала, чтоб ей помогли с покупкой новой машины для РайПО.

- Я только вчера на совещании с областными чиновниками узнала, что не было этих денег, - признаётся она...

Продуктовой блокадой Нина Васильевна добилась своего: авто ей купят. Правда, на деньги Облпотребсоюза. Руководитель организации Владимир Мандрыка пообещал обеспечить РайПО новой автолавкой до 10 декабря... Вообще-то, РайПО не обязано торговать себе в убыток. Есть, конечно, Постановление Правительства РФ "О повышении роли потребкооперации в обеспечении населения продовольствием" от 1999 г., в котором обслуживание сёл названо одной из главных задач потребкооперации. Но документ - рекомендательного характера. А в другом федеральном постановлении, "Вопросы потребкооперации в РФ" от 1994 г., - длинный перечень льгот для потребсоюза. Правда, в РайПО говорят, они льготами не пользуются, а убыточную автолавку пускают из чистого альтруизма... Стоит отметить, что у Озёрского РайПО есть торговые точки в лучших местах, хлебозавод. Потребкооперация здесь - один из крупнейших налогоплательщиков.

- Недавно организация приобрела 6 новых хлебовозок, неужели нельзя было купить одну автолавку? - удивляется зампредседателя правительства области Александр ТОРБА...

Бизнес любит тишину

- Ситуация свидетельствует о серьёзных упущениях в работе потребкооперации и исполнительной власти, - комментирует продуктовое ЧП вице-премьер правительства области Алексей СИЛАНОВ. - Чиновники обязаны обеспечить населению необходимые условия проживания...

После начала правительственной проверки глава района Анатолий Светкин подал в отставку. В РайПО в тот же день приняли заявление об увольнении от председателя правления Ирины Мокану... Жители посёлков опасаются, что это - показуха. Ведь решения в РайПО принимает Горобец, а она осталась на посту. Сейчас автолавку пустили, а потом, глядишь, опять отменят. Люди требуют открыть магазин и наладить движение автобуса... Всего 144 посёлка области зависят от автолавок потребкооперации. К чему это может привести - показало ЧП в Озёрском р-не.

Мнение

Первый замглавы Озёрского района Александр ВЫБОРНОВ: "Решение проблемы - в создании конкуренции потребсоюзу. Мы пытаемся привлечь малый бизнес к обслуживанию посёлков, которые снабжаются автолавкой. И кое-где уже открылись магазины. Вернее, компактные палаточки, в которых всё есть. Работают на себя, поэтому честно. И всё у них рентабельно. Конечно, не каждый рискнёт открыть дело в глухом посёлке - боятся. И начинающие предприниматели, пока твёрдо не встанут на ноги, стараются не выпячиваться. На селе, как говорится, бизнес любит тишину. Конечно, этой отрасли нужны поддержка и внимание властей".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно