После экспедиции на Женевском озере летом 2011 г. мы ничего не знаем о работе нашей гордости - глубоководных спускаемых аппаратах "Мир".
Оказалось, что после возвращения из Швейцарии "Миры" обосновались в ангаре на окраине Калининграда, в Балтрайоне, и простояли там всё лето. Даже мемориальные мероприятия в апреле 2012 г., посвящённые 100-летию гибели "Титаника", куда были приглашены российские исследователи с аппаратами, обошлись без калининградцев.
Незавидная участь - плавучий ресторан
Экспедиция в Северную Атлантику не состоялась по простой причине: судно-носитель "Миров" легендарный "Академик Мстислав Келдыш" уже 4 года как сдано во фрахт. Последний раз спускаемые аппараты и судно работали вместе в 2007 г. - погружались на Северном полюсе.
Почему руководство Института океанологии им. П. Ширшова РАН решило, что "Академик Келдыш" в одиночном плавании заработает больше денег, чем вместе с "Мирами"? Здесь, оказывается, не всё так просто. По информации пресс-службы института, бюджетных средств для исследований давно не выделяют, а содержать судно на свои кровные учёным не под силу.
- Платить по $2000 за каждые сутки нахождения в порту "Академика Келдыша" не было никакой возможности, - говорит директор института Академик РАН Роберт НИГМАТУЛЛИН. - Без поддержки государства он нас попросту разорял.
Поэтому и пришлось сдать его под коммерческий фрахт.
"Академик Келдыш" выполнял работы в Карском море, затем на Штокмановском газоконденсатном месторождении. Да и "Миры" не от хорошей жизни подрядились окунуться на 300-метровую глубину Женевского озера, которое, откровенно говоря, для них - лужа. С "Мирами" ситуация более печальна: сейчас они переданы под контроль Госкомимущества, юридическая судьба аппаратов пока не определена.
Впрочем, развод не принёс счастья и "Академику Келдышу". Сейчас судно находится на стоянке в Калининграде и недавно скандально "засветилось". Депутат Госдумы РФ от Калининградской области Андрей Колесник рассказал замечательный сюжет:
- В конце июня мне позвонил один из депутатов областной Думы и предложил "посидеть-отдохнуть" на судне "Академик Келдыш" и обсудить политическую обстановку. Сказал, что там будут губернатор, депутаты, руководство "Единой России". Честно говоря, я не уверен, что Николай Николаевич Цуканов знал об этой встрече и дал согласие на участие в ней, тем более что собеседник не смог внятно объяснить, кто будет оплачивать банкет. Думаю, это крайне неэтично - во-первых, гулять на научно-исследовательском судне, а во-вторых, гулять за чей-то счёт.
Что и говорить, стать плавучим рестораном - незавидная участь для исследовательского судна.
Кто подаст учёным?
Можно ли сберечь для российской науки "Миры" и их судно-носитель? Специалисты утверждают, что такая возможность есть.
- Главное - обеспечить совместную работу аппаратов и "Академик Келдыша", - говорит начальник лаборатории глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА), Герой России Анатолий САГАЛЕВИЧ, один из создателей "Миров" и бессменный командир борта N1. - Надо понять, что судно-носитель - это не только доковые отсеки, но и специализированные системы спуска аппаратов на воду, и база для срочного ремонта механизмов и оборудования. Без всего этого, без планового технического и профилактического обслуживания аппараты очень скоро придут в негодность, тем более что нас регулярно проверяют специалисты Морского регистра. Если так будет продолжаться и дальше, "Миры" очень скоро разделят печальную участь своих предшественников - аппаратов "Пайсис" с глубиной погружения 2 км. После нескольких лет простоя они уже годились только для музея. Кстати, один из "Пайсисов" сейчас в экспозиции калининградского музея Мирового океана.
- Наши аппараты совсем недавно, в 2004 г., прошли полную - до винтика! - переборку, а также испытание всех сфер на погружение в 7,5 км, - обращает внимание на важную деталь пилот "Мира" Евгений Черняев. - И сегодня по своим качествам они являются фактически новыми.
Встаёт риторический вопрос: если государство не находит средств для финансирования научных исследований, где взять деньги на содержание глубоководных аппаратов и их носителя?
- У нас есть колоссальный и очень интересный проект исследования океана - круго-
светный маршрут "Академика Келдыша" и "Миров", - говорит Анатолий Сагалевич. - Для исследований и погружений на маршруте "кругосветки" намечено 80 пунктов. Но требуется соответствующее финансирование. Мы начали его разрабатывать ещё в 1992 г., тогда цена вопроса составляла $6-7 млн долларов. Сейчас эта сумма увеличилась примерно в 5-6 раз. Но я уверен, что часть финансирования проекта, если мы объявим о его начале, могли бы взять на себя заинтересованные международные исследовательские организации и даже частные лица.