Рубрика "Расскажи о своей поликлинике" появилась на наших страницах 4,5 месяца назад. С тех пор мы получили десятки сигналов. Практически с первого дня специалисты Росздравнадзора (г. Москва) внимательно наблюдали за тем, что беспокоит калининградцев, и анализировали ситуацию.
Сегодня мы подводим первые итоги с заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ Ириной СЕРЁГИНОЙ.
- Ирина Фёдоровна, какое впечатление сложилось у вас о здравоохранении области после анализа жалоб?
- В прошлом году мы проводили исследование в 83 регионах РФ о доступности и качестве оказания медпомощи. Опрошен 39141 россиянин, из них 480 жителей Калининградской области. К сожалению, негативных явлений в местном здравоохранении немало. И самые характерные совпадают с отмеченными читателями вашей рубрики. Так, только треть пациентов региона удовлетворены лекарственным обеспечением, что ниже среднероссийского показателя на 8%. Две трети жителей отметили подорожание медикаментов.
- А чем ещё недовольны калининградцы?
- Отсутствием врачей-специалистов "узкого" профиля. Этот факт отметила почти половина опрошенных. Я считаю, организаторам здравоохранения региона надо задуматься над этим, когда они направляют на обучение специалистов. Я рекомендовала бы провести анализ предоставления специализированной медпомощи. Например, в этом году в области состоялась реорганизация областного онкодиспансера путём объединения его с областной больницей. Мы считаем такое объединение допустимым только при серьёзном обосновании, ведь реорганизация влечёт за собой не только изменение названия учреждения и его статуса. Это получение лицензии на меддеятельность, изменения в коллективах медработников со всеми вытекающими последствиями, финансовые затраты и, что очень важно, новшества в организации медпомощи для пациентов.
- На третье место калининградцы поставили равнодушие и хамство медперсонала...
- Лишь 66% опрошенных жителей региона удовлетворены результатом медобслуживания и отношением врачей. В России этот показатель на 7% больше.
- В 2008 г., согласно федеральному закону, контроль за качеством оказания медпомощи передан в субъекты РФ. Как справляются на местах?
- По обращениям граждан видно, что справляются не всегда. Конечно, есть обстоятельства: нехватка кадров и др. Но можно дополнительно привлекать людей и оплачивать эту работу. Важно, чтобы была заинтересованность в формировании кадрового состава сети ЛПУ.
- После введения подушевого финансирования жителям районов сложно взять направление в областную больницу. Поликлиники не хотят расставаться с деньгами. Не порочна ли эта система изначально?
- Действительно, в 2007-2008 гг. в 19 субъектах России проводился пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. В течение года в 11 субъектах РФ осуществлялся переход на подушевое финансирование ЛПУ.
Среди них Белгородская, Владимирская, Калужская, Тверская, Ленинградская, Калининградская и другие области. Эксперимент имел положительные результаты. Подушевое финансирование стимулировало расширение объёма деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, координирующую деятельность врачей первичного звена, профилактическую направленность деятельности. Кстати, такой же механизм в Великобритании, система здравоохранения которой считается одной из лучших.
- А как насчёт рисков?
- Они были известны изначально. Это снижение доступности специализированной медпомощи, плановой госпитализации и её рост по экстренным показаниям. Но там, где грамотно занимаются нормативно-правовой проработкой вопросов внедрения подушевого финансирования, организацией всех видов медпомощи, где органы исполнительной власти осуществляют эффективный контроль за соблюдением стандартов в медучреждениях, эти риски минимальны или отсутствуют.
- И как с этой задачей справляются регионы?
- Проблемы возникают в связи с отсутствием соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ. Так, по проблемам организации медпомощи и её качества в 2008 г. и I полугодии этого года в Росздравнадзор обратилось 3364 человека (72% всех жалоб). Всё это свидетельствует о недостаточной организации медпомощи, отсутствии должного контроля за её качеством. Организаторы здравоохранения должны анализировать все недостатки и упущения, и жалобы граждан должны играть в этом анализе немалую роль. Только тогда управленческие решения будут адекватными. А оценить, порочна ли эта система изначально, можно лишь проанализировав долгосрочные результаты эксперимента.
- Калининградцы жалуются, что в аптеках не получить своевременно льготные лекарства. Люди вынуждены покупать их на свои средства. Должны ли им компенсировать эти траты?
- В соответствии с действующим законодательством в рамках реализации Программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан за счёт федерального бюджета компенсация за приобретённые на собственные средства медикаменты не предусмотрена. Если люди недовольны организацией обеспечения лекарствами, необходимо обращаться в министерство здравоохранения области.
- Много нареканий к талонной системе. Есть ли города, где от неё отказались и почему бы не ввести повсеместно запись в поликлиники по телефону?
- Есть субъекты, где уже внедрена система записи по телефону, есть электронные средства общения. Это одна из форм работы ЛПУ. В случаях, которые мы рассматривали в акции, суть не в этом, а в недостатке врачей-специалистов. Необходимо, прежде всего, изыскивать меры для укомплектации ЛПУ, а форму работы с пациентами выбирать, исходя из уровня их удовлетворенности результатами медобслуживания.
- Стоматологические услуги перестали быть доступными для многих. Есть ли механизм регулирования наценок на них?
- Механизмы регулирования наценок должны отрабатываться в субъекте РФ, и информация об этом должна предоставляться потребителям. Надо добиваться решения этого вопроса через общественные организации: врачебные ассоциации, организации по защите прав пациентов.
- Инвалидов волнует, существуют ли сроки выполнения ортопедических заказов?
- На сегодня нет нормативных актов, устанавливающих сроки выполнения заказов на изготовление ортопедических изделий, что связано с их индивидуальностью. Однако порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных) не должен нарушаться. Он обозначен в постановлении Правительства РФ от 07.04.2008 N240.
- Читатели жалуются: чтобы оформить инвалидность, нужно собрать бездну справок, тогда как вся эта информация о недугах есть у лечащих врачей. Неужели нельзя решать эту проблему централизованно?
- Сегодня, чтобы пройти медико-социальную экспертизу, необходимо либо направление из поликлиники (форма 88) или органов собеса, либо личное заявление гражданина. Не должно быть большого количества документов. Если дело обстоит иначе, просим обращаться в территориальные органы Росздравнадзора.