5 и 6 сентября в Светлогорске пройдёт семинар "Муниципальные выборы: законодательство, практика, проблемы, тенденции", который организован по инициативе Центральной избирательной комиссии России.
Мероприятие такого масштаба впервые проходит в Калининградской области, и это знак признания региональной избирательной комиссии, которая в последние годы на высоком организационном уровне проводит федеральные и местные выборы. Ожидается, что на семинаре будут присутствовать заместитель председателя Центральной избирательной комиссии РФ Леонид ИВЛЕВ, член ЦИК РФ с правом совещательного голоса от политической партии "Единая Россия" Сергей КОСТЕНКО, председатели избирательных комиссий Санкт-Петербурга, Брянской, Тамбовской, Тверской областей и Республики Коми. В семинаре примут участие председатели 23 территориальных избирательных комиссий Калининградской области.
О практике и основных проблемах организации муниципальных выборов в контексте предстоящего семинара мы попросили рассказать заместителя председателя избирательной комиссии Калининградской области Инессу ВИНЯРСКУЮ.
- Напомню, что в Калининградской области завершается реформа местного самоуправления. Это событие будет отмечено масштабными выборами в представительные органы вновь образованных муниципальных образований, которые состоятся 12 октября 2008 года. Порядок проведения таких выборов определён новым региональным законом "О муниципальных выборах в Калининградской области", положения которого в ходе подготовки и проведения выборов будут действовать впервые. Этот закон всесторонне регламентирует избирательный процесс на муниципальном уровне. Но в то же время поправки, внесённые областной Думой в этот закон 25 июня 2008 года, поставили перед избирательными комиссиями определённые проблемы. В первую очередь - в формировании многочисленных округов, их на этих выборах 527. Так, в некоторых сельских поселениях, которые подлежали разделу на несколько округов, часто обнаруживались местные особенности. Кое-где улицы не имели названий, а у жителей в документах не было конкретных адресов - только наименование посёлка или села. Приходилось работать с каждым домом, с каждым избирателем индивидуально, и это вызывало значительные проблемы, в том числе в обеспечении работы системы "ГАС-Выборы". Из-за невозможности сформировать 527 окружных избирательных комиссий (по кадровым и техническим причинам) огромные нагрузки легли на территориальные избирательные комиссии (ТИК), которые выполняли функции окружных комиссий. Например, в Гурьевском районе создано 80 округов, а в Черняховске - 55, к тому же там одновременно пройдут выборы главы муниципального района.
- Инесса Петровна, есть ли решение проблемы в рамках федерального законодательства?
- Опыт предыдущих избирательных кампаний говорит о нецелесообразности сохранения окружных избиркомов в общей системе региональных избирательных комиссий. Их деятельность по подготовке и проведению муниципальных выборов вызывает много нареканий со стороны участников избирательного процесса, в том числе из-за низкой компетентности членов комиссий, а часто из-за их ангажированности. Так, при проведении в декабре 2007 г. выборов депутатов Пионерского окружного Совета 15 из 30 решений избирательной комиссии Пионерского городского округа о регистрации кандидатов в депутаты были отменены судами. Напомню, что полномочия избиркомов муниципальных образований, по закону, могут возлагаться на территориальные избиркомы. Согласитесь, иметь на территории муниципального образования две избирательные комиссии - территориальную и муниципальную - нецелесообразно. Улучшить качество работы ТИКов в условиях всевозрастающей нагрузки можно путём включения в федеральное законодательство положений о постоянном функционировании ТИК и наделения их статусом юридических лиц с фиксированным финансированием из регионального бюджета. Это поможет решить проблему подготовки и текучести кадров территориальных избиркомов, укрепить их материально-техническую базу, сделать работу избирательных комиссий более качественной и полностью соответствующей закону.
- Инесса Петровна, какие задачи в организации муниципальных выборов необходимо решать в ближайшей перспективе?
- Одна из главных проблем муниципальных выборов - подкуп избирателей. Думаю, что этот вопрос стоит перед избирательными комиссиями во всех регионах России. У нас в Калининградской области наблюдается постоянный рост явки на выборах. Причина - в улучшении методов работы кандидатов с населением. Но уже нельзя игнорировать нарастающее число сигналов о возможном подкупе избирателей, применяемом некоторыми политтехнологами. Документально доказанных фактов у нас по-прежнему мало, но можно с уверенностью говорить, что этот рычаг воздействия на избирателей используется очень активно. На федеральных выборах этот вопрос не был столь значимым, но чем ниже опускается уровень избирательной кампании, тем от меньшего количества избирателей в каждом конкретном округе зависит результат. И тем проще его можно достичь элементарным подкупом. Проблема борьбы с этим явлением усугубляется тем, что нынешние мягкие санкции административной ответственности за такое правонарушение практически изжили себя. Во всяком случае, эту и другие проблемы избирательного процесса мы собираемся обсудить на предстоящем семинаре в Светлогорске и поставить перед представителями ЦИК России.