aif.ru counter
31.10.2007 00:00
17

Чудо-машина для нефтяников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 31/10/2007

Неисповедима мысль изобретательская. Человек пытается проникнуть в таинственный мир нанотехнологий, в космические дали. Калининградец Геннадий СТРУННИКОВ предлагает простой способ доставки громоздких грузов в отдалённые и труднопроходимые места.

Очередной чудак, скажете вы? Возможно, именно так воспринимают его в высоких и не очень кабинетах, в которые он уже много лет пытается достучаться со своей разработкой, призванной облегчить жизнь промысловиков-нефтяников. Ну кого в наш век стремительного обогащения одних и обнищания других заинтересует гигантская самоходная штуковина, которую ещё надо построить?

Впрочем, изобретатель не теряет надежд и оптимизма. Газа и нефти в Сибири ещё много. Неужто так и будем разрабатывать новые месторождения дедовским способом?

СУРМ - это не смур!

Изобретатель СССР конструктор-крановщик Геннадий Струнников большую часть жизни отработал в СКБ производственного объединения "Автокран" в городе Иваново. Позже переехал в Калининград и некоторое время работал научным сотрудником в НИИ электротранспорта, а с 1991 года ушёл на пенсию. Но с изобретательством не порвал.

Свою многотонную чудо-машину он уже запатентовал благодаря помощи одного уважаемого в Калининграде человека.

Трудно по чертежам увидеть, что же представляет собой железная махина в 22 метра длиной, 11 м высотой и весом 250 тонн. Опоры очень смахивают на колёса. Но это не колёса, объясняет Геннадий Дмитриевич, их принцип действия - шинно-кольцевой ход. В изобретении по настоянию патентных работников машина прошла под наименованием "Самоходное многофункциональное транспортное средство". Так диктует международный классификатор. Хотя в техническом понимании самого изобретателя её следует называть "самоходной универсальной рабочей машиной". Сокращённо - СУРМ.

Машина выполняет три основные функции - тягово-транспортную (автомобиль везёт, трактор - тянет), землеройную (в конструкции предусмотрен особый ковш-кузов) и грузоподъёмную (есть рабочее грузовое оборудование, установленное на шаровой опоре). Кроме того, машины могут сцепляться между собой, выступая в качестве опор транспортно-промыслового комплекса. И это главная идея Геннадия Дмитриевича, патент на которую он только ещё собирается оформлять. Проблема пенсионера - в ограниченных средствах: патентование технических новинок, как известно, стоит немалых денег.

Слабый в тундру не пойдёт

А сама идея самоходной машины для нужд промысловиков нефтегазового комплекса, между тем, заслуживает пристального внимания.

- Как сегодня осваивают новые месторождения? - задаёт вопрос изобретатель. И сам же на него отвечает. - Сначала собирают из понтонов огромный плот, грузят на него частями буровую установку, и 4-5 буксиров тянут всё это до места. Потом зимой десятками тракторов волокут этот понтонный плот с буровой вышкой по снегу на 50 км. Если нужно пройти путь в 500 км - это всё, крышка. Стараются избегать таких ситуаций. Ведь понтоны через 50 км превращаются в решето. Применяют ещё деревянные салазки из леса. Это дорого, но нефть, пока дорогая, окупает расходы.

Мои самоходные машины можно сцеплять с судном или баржей. А ещё лучше применять специальную плавтару. Грузоподъёмность комплекса - до 2 тысяч тонн. Он берёт "на борт" собранную на заводе буровую вышку, энергоблок, насосную станцию, глину, цемент, расходные трубы на первое время - уже стометровые, сваренные. Нужна лишь небольшая группа специалистов-нефтяников - и можно сразу приступать к работе. СУРМы отцепляются, им не резон простаивать. Не нужно ни тракторов, ни грузовиков, ни, собственно, дорог.

Передвигаться по пересечённой местности такому комплексу - что по ровной трассе ехать. Легко преодолевает подъёмы в 20 с лишним градусов, реки и озёра до 8 м глубиной. Можно только догадываться, какие преспективы увидят в чудо-изобретении специалисты оборонной промышленности.

Геннадий Дмитриевич сегодня ищет единомышленников. Для Калининграда такой проект может стать возрождением, считает он.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых