Примерное время чтения: 5 минут
63

"Здравствуй, последний герой!"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 30/05/2007

"Если в жарком бою испытал, что почём, значит, нужные книги ты в детстве читал!" - пел Высоцкий в 80-х. На дворе век новый, какие книги нужны современным подросткам - эту проблему обсуждали в рамках "круглого стола" в центральной городской библиотеке им. Чехова представители духовенства, писатели и учителя Калининграда.

Отец Серафим, игумен храма Новомучеников и исповедников российских г. Немана:

- К сожалению, мы живём в эпоху постмодернизма, который утверждает, что нет ни добра, ни зла, а есть некие представления об этих категориях. И существует в этой связи большая опасность в мире, потому что отрицание христианства может привести к страшным последствиям. Наша страна это уже проходила. В своё время в Манеже разрубали иконы, и всё воспринималось как художественный акт. На самом деле, свобода от всего - путь в никуда. Возвращение христианского достоинства и есть выход из того тупика, в котором мы с вами находимся в своём любезном отечестве. Особенно важно не потерять детей. Как бы там ни было, "Бог" - ключевое слово, которое человек слышит. И если это слово не произнесёт на уроке учитель, его скажет кто-нибудь в подворотне, но уже преследуя свои цели.

Марина Соколова, психолог, методист отдела духовно-нравственного воспитания Дома учителя:

- "Растёт душевнобольное поколение. Мы не понимаем своих детей, они стали чужие, жестокие", - с одними и теми же проблемами обращаются ко мне педагоги и родители. А подросток не понимает, почему надо быть добрым, не брать чужое, уважать старших? У него нет личного мотива поступать нравственно, такого глубинного пласта личности, который связан с духовностью, с религиозностью. Нет духовности - появляется лицемерная нравственность. Люди думают об одном, говорят о другом, делают третье. Мы живём в обществе двойных стандартов. Как реакция, возникает молодёжная субкультура, которая по сути выражает желание детей ответить на вопрос: "А где правда?". Человек должен знать, чему верить, куда идти. И в этом плане введение основ христианства в школе даёт очень многое, поскольку наша задача, как специалистов, не столько учить, сколько воспитывать. Ребёнок знает, в каком году основана Троице-Сергиевская лавра, - это хорошо, но сейчас гораздо важнее, чтобы он понимал, в чём подвиг Сергия Радонежского.

Лада Сыроватко, преподаватель лицея N 49 (Калининград), кандидат педагогических наук:

- Я была против введения преподавания основ православия в школе. У нас есть курс русской литературы в школе, и, благодаря ему, все азы христианской культуры будут усвоены детьми. Духовный компонент содержится во всех произведениях классики. А литература постмодернизма в школьную программу не входит.

Сергей Михайлов, писатель:

- Я не думаю, что роль писателя воспитывать. Отчасти его миссия сродни науке - познание мира в самом широком смысле слова. По-моему, творец открывает глаза человеку, прежде всего, на себя, а потом и на мир. И если он показывает бездну, которая сидит в каждом из нас, то, по крайней мере, он честен с читателем.

Лада Сыроватко:

- Я провела литературный анализ антологии современной российской поэзии. Всем авторам до 40 лет, и больше половины сочинённого ими не содержит даже намёка на духовность. Налицо - откровенный эпатаж. Будут ли читать это дети?

Марина Соколова:

- Вообще, сегодняшнее информационное пространство перегружено отнюдь не качественными образцами культуры, а наштампованными по принципу "пипл схавает". К счастью, не все подростки смотрят "Дом-2", но и классическую литературу они воспринимает с трудом. Аргументы? Классика - это скучно, неинтересно и нудно. Современные дети хотят иметь дело только с интер.активной информацией. То есть к высокому слову русской классики, к восприятию христианских истин их надо подводить постепенно. Должен быть поводырь в виде хорошей современной литературы - динамичной, яркой, увлекательной. Знаете, какая книга сейчас у калининградской молодёжи, собирающейся "у Петра", ходит по рукам? Рубен Давид Гонсалес Гальего - "Белое на чёрном". Автор - внук бывшего секретаря компартии Испании, инвалид с детства, выросший в советских детских домах и пансионатах. В этом произведении есть все векторы, которые интересны подросткам. Оно о герое и преодолении им трудностей. Наши дети находят в этом мальчике идеал. Другая книга, которую читают подростки взахлёб, - "Полианна", автор Элионор Портер. Рассказывает о жизни маленькой девочки в XIX веке. Позиция героини потрясающая. Она растёт в трудных условиях, но умеет радоваться жизни. Ни за конфетку, ни за прибавку к жалованью, ни за новое платье, это истинная радость человеческого сердца. "Хроники Нарний", "Властелин колец" тоже по-своему интересные для детей произведения. И ни одного слова религиозной пропаганды в этих произведениях нет - юные не терпят нравоучений. Но, к сожалению, почти отсутствует хорошая литература для подростков отечественных авторов. Может быть, исключение - проза Юлии Вознесенской. Что касается поэзии, которая могла бы сказать нашим детям о главном... Видимо, им сегодня, чтобы дорасти до Пушкина, надо слушать песни Шевчука и Цоя. Это - лучший выбор.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно