16 калининградских журналистов стали заложниками непогоды. В аэропорту. В Польше. С заканчивающимися визами.
Есть такая поговорка, мол, доброе слово и кошке приятно. Видимо, таким правилом руководствуются и некоторые наши дипломаты, которые вместо реальной помощи соотечественникам произносят набор ободряющих слов, полагая, что на этом их миссия закончена.
Буквально на прошлой неделе мне и группе моих коллег-журналистов на собственной шкуре довелось ощутить на себе заботу Отечества.
Польский транзит
Туман - дело по своей сути хоть и мутное, но... ясное. Не летают в это время самолёты. Взлёт, а особенно посадка чреваты катастрофами, так что пассажирам сетовать на отмену рейса вряд ли стоит. Остаётся либо терпеливо ждать лётной погоды, либо мчаться в свою сторону на другом виде транспорта.
Такой выбор предстояло сделать и нам - российским журналистам, оказавшимся на прошлой неделе в варшавском аэропорту.
В столицу Польши наша группа попала транзитом. Возвращаясь из Стокгольма после семинара, мы застряли в Варшаве. Ещё в Швеции рейс польской авиакомпании "LOT" откладывался из-за непогоды. Но едва синоптики сообщили, что видимость над Варшавой прояснилась, как наш авиалайнер поднялся в небо. Увы, но "добро" на посадку в аэропорту назначения он уже не получил. Покружив над Варшавой, самолёт взял курс на Катовице.
Нас много, и мы - журналисты
Поскольку нас было много и мы чувствовали себя силой, за которой стоит шведская сторона, пригласившая на свой семинар, то первый вечер и ночь нам удалось провести в гостинице, куда нас поселили за счёт авиакомпании. Причём представители "LOT" пояснили, что это исключительно жест доброй воли, другие пассажиры отложенных рейсов ночуют в аэропорту. Надо понимать, что нам очень повезло, поскольку мы не только получили ночлег, но даже урвали в отеле ужин и завтрак. Утром портье ласково проводил нас в аэропорт. Однако шансов улететь на Родину не прибавилось. Синоптики не ошиблись - туман не собирался рассеиваться. На табло то и дело появлялось сообщение об очередном отменённом рейсе. В этом списке значился и Калининград. Отправлять нас на Родину наземным транспортом или размещать в отеле до небесного прояснения авиакомпания отказалась. "Непогода - это форс-мажорные обстоятельства, за которые в ответе разве что небесная канцелярия", - развели руками представители "LOT" и очередным жестом доброй воли выделили на 16 человек целых два сухпая, давая понять, что на этом благие деяния заканчиваются.
Поиски справедливости затянулись настолько, что единственный рейсовый автобус из Варшавы мы прозевали. Виза заканчивалась в полночь. Наличные деньги - ещё быстрее. Перспектива ночевать и дневать на шикарном мраморном полу аэровокзала как минимум ещё пару суток радовала мало.
У кого-то родилась мысль позвонить российскому консулу и с его помощью продлить нам визы хотя бы на сутки, дабы утром покинуть страну на автобусе. Да и ценный совет и участие дипломата нам бы не помешали.
Телефонный разговор был коротким. Генконсул пожелал нам удачи...
***
ИЗ Варшавы мы уехали. Ночью, когда закончилась виза. Калининградские коллеги из холдинга "Комсомольская правда" прислали за нами автобус. Надо отдать должное дежурному консулу Юрию Митрофанову, который договорился с польскими пограничниками открыть российским журналистам "зелёную улицу". Родина нас всё-таки не забыла.
Комментарий представителя МИДа в Калининградской области Сергея Безбережьева: - Трудно судить о случившемся, не зная всех обстоятельств. Но скажу одно, что российские консулы за границей обязаны оказывать своим соотечественникам всякую поддержку. Собственно, для этого дипломаты там и находятся. Конечно, в их обязанности не входит кормить голодных россиян, но защищать гражданские интересы и найти возможность отправить на Родину - прямая обязанность дипломатов. Российским гражданам я хочу посоветовать одно: перед тем как отправиться за рубеж, необходимо узнать телефон российского посольства или консульства в той или иной стране. На всякий случай. Если же вы не позаботились об этом заранее и оказались на территории иностранного государства в сложной ситуации, то смело направляйтесь в полицию, там вам помогут связаться с российским представителем МИДа.
Комментарий представителя польских авиалиний "LOT" в Калининграде Екатерины Андрюшиной: - Свои обязтельства перед пассажирами наша компания выполяет и делает это достаточно хорошо. При покупке билета клиент подписывает договор, в котором мы обязуемся доставить его до пункта назначения. Туман, нелётная погода - это действительно форс-мажорное обстоятельство. В данном случае авиакомпания организует пассажиру гостиницу на сутки. Пассажир может отказаться ждать свой рейс и продолжить перемещение уже на наземном транспорте. По прибытии он вправе обратиться в представительство аваикомпании, где он приобретал билеты, чтобы получить компенсацию. Самостоятельно организовать автобус для перевозки пассажиров из одной страны в другую авиакомпания не в силах. Потому что, например, в Польше найти водителя автобуса с российской визой очень сложно.
Смотрите также: