Работа «за спасибо». Как мошенники обманывают российских моряков

Работа в море - непроста. Еще хуже, когда зарплату не выплачивают месяцами. © / Станислав Ломакин / АиФ

Шесть калининградских рыбаков почти год работали в адских условиях в Индийском океане, а теперь вынуждены выбивать свою зарплату. Таких историй сейчас - сотни, у работодателей-мошенников - налаженная сеть поставки кадров. Как избежать подобных ситуаций, узнал у экспертов журналист «АиФ-Калининград».         

   
   

За крупной рыбой

В июле прошлого года старшему механику Алексею Ситникову позвонила знакомая из кадровой службы, с которой  он работал еще при Союзе в базе Тралфлота, и предложила  хороший рейс на Филиппины. Моряк встретился с капитаном, подписал контракт. Лишних вопросов не задавал. В 62 года готов был взяться за любую работу.

Только оказавшись в открытом океане, понял, что дело пахнет криминалом. Заправляли судно где попало, каждый заход в порт был проблемой. Во время рейса траулер трижды менял название. 

«Индонезийцы перекрашивали его и хохотали, - вспоминает Алексей. - Сначала был «Си бриз», потом «Бриз», затем  «Аида»».

Добывали клыкача. Редкая рыба, промысел строго отслеживается. В некоторых странах клыкача настолько охраняют, что по браконьерским судам просто палят из пушки без выяснения подробностей об экипаже.

Смена названий, перекидывание флага, фальшивый идентификационный номер судна (ИМО) - обычная тактика браконьеров. Они покупают старое ржавое корыто. На фото с рейса видно, что «Си бриз» был именно такой, чтобы не жалко терять. Человеческими жизнями и здоровьем там тоже не дорожили. Порядка 3,5 месяца судно находилось в районе экватора без кондиционеров. Температура у Ситникова в машинном отделении была под 50 градусов. По его словам, плавсредство постоянно подтоплялось - каждые пять часов приходилось откачивать воду. Работали без выходных, шесть часов через шесть. А отдыхали в крошечных каютах, где помещалось только спальное место - доски и матрас. Около двух месяцев дрейфовали без провизии. Варили рыбу в опресненной воде. Во время рейса Алексей серьезно заболел. Его заставили написать расписку, что берет на себя ответственность за свою жизнь и здоровье.

В таких условиях приходилось жить рыбакам. Фото: АиФ/ Алексей Ситников

При этом работодатель - человек не бедный и небезызвестный на Дальнем Востоке. Занимался крабом. Попал под уголовное дело. Местные СМИ писали, что в  2006 - 09 годах он нанес ущерб РФ почти в 3 млрд рублей. Сейчас живет в Южной Корее... Скорее всего, судовладелец специально подбирал команду из пенсионеров, украинцев, индонезийцев, готовых молча пахать за копейки. Чтобы заманить людей, платил им фиксированную «минималку». Для стармеха Ситникова эта сумма составляла 1710 долларов в месяц, за вычетом платы за перевод. И то, за последние два месяца даже гарантийку «зажали». После рейса работодатель остался ему должен 37 тысяч долларов. Два с половиной месяца назад обещал заплатить, клялся, лишь бы убедить Алексея покинуть судно. Только недавно, когда моряк обратился в профсоюз и поднял шум, ему выплатили 15 тысяч долларов.

   
   
Ситников не побоялся обратиться в профсоюз. Фото: АиФ/ Евгения Бондаренко

К сожалению, случай не единичный. В профсоюзе моряков говорят, что это уже тенденция. Моряки подписывают фиктивные контракты. В рейсе им платят гарантийку, под конец перестают перечислять и ее. Долю от улова, как правило, «зажимают», и работодатель исчезает.

К примеру, в Лас-Пальмасе сидит команда «Стар СКН 151», где пять калининградцев. Судно принадлежало клайпедской фирме, потом образовалась питерская фирма с похожим названием. Какая из них теперь должна морякам? Одно в этой истории хорошо - людей бросили не в какой-нибудь дыре, а в Лас-Пальмасе. А вот другое судно с брошенными без зарплат калининградцами на - «Гранж Бэй» - где-то между Анголой и Намибией. 

В некоторых случаях зарплату удается вернуть. К примеру, месяц назад закончились суды по делу «Альбакор Прим». Напомним, в прошлом году эта Южно-Сахалинская фирма оставила без зарплаты экипаж судна «Павел Копытин». Моряки добывали краба в Баренцевом море. Некоторые после рейса ещё и должны остались -  на них накладывали штрафы.

«Фирма вела двойную бухгалтерию, - рассказывают в профсоюзе. - Зарплаты были в конвертах. А когда платить перестали, судовладелец тыкал носом работников в их подпись на трудовом договоре, в котором значился оклад в 6 тыс. руб. Такая схема популярна среди недобросовестных судовладельцев, которые наживаются на наивных моряках, начинающих  карьеру либо идущих в моря из-за крайней нужды».

Сто тысяч за трудоустройство

На конец прошлого года только в калининградское отделение РПСМ поступило около 50 заявлений от  работавших на судах ООО «Парус», ЗАО «Альбакор Прим» и ЗАО «Примрыбфлот». Согласно  ЕГРЮЛ, эти организации находились не просто в одном городе, но и по соседству, на одном этаже. К сожалению, не у всех рыбаков были доказательства выплаты зарплат «в конверте». А контролирующие органы по жалобам РПСМ отработали формально.

«Цинизм поражает, - возмущаются в профсоюзе. - Нам писали, что в действиях судовладельца ничего противоправного нет: мол, трудовые договоры составлялись... А ничего, что там указана зарплата 6 тысяч рублей, а люди пахали по 16 часов в условиях Крайнего Севера? Этого не может быть! Но южносахалинская прокуратура сказала: может». 

Экипажу «Павла Копытина» удалось добиться справедливости в суде Московского района Калининграда с помощью профсоюза. Судья решил, что рыбакам должны выплатить требуемые суммы и даже больше. Шансы добиться правды были, так как имелись хоть какие-то документы и доказательства (сохранили переписку с судовладельцем). Облегчало дело и то, что судовладелец - российский. Но с такими «конторами», как у Виталия Сокирко, разобраться почти невозможно. Удивительно, подобные истории ничему не учат других. Моряки продолжают платить по 50-100 тысяч рублей, чтобы устроиться непонятно куда.

Сейчас у крюинговых мошенников действует новая схема: оформляют документы и отправляют в рейс. Два в одном. Только на судах, куда устраивают моряков, документы не нужны. У них - «теневая» деятельность.

«Система трудоустройства моряков в стране уникальная: с моряком заключают контракт только на один рейс. И после рейса он снова никто. Поэтому люди, особенно в возрасте, берутся за любую работу. А поскольку наш герой - Алексей Ситников - человек советский, он привык, что в те времена был отдел кадров, который нёс ответственность за него. Но сейчас у нас свободный рынок. А российские моряки за 25 лет не успели понять, что это такое, - говорит председатель регионального отделения РПСМ Вадим Мамонтов. -  Суть дела проста: отвечаешь за себя сам. Нужно наводить справки до рейса. У нас же человек вляпается в проблему, а потом начинает думать. Ситников хоть права качал, другие даже этого не делают. Не читают контракты или вообще уходят в рейс без них. И дело не в безработице. В мире промысловики востребованы. Но это как на рынке: если ты идёшь и даже цены не смотришь, тебе и всучат всякую ерунду...»

Россия - морская держава. У нас есть и Морская палата, и морская концепция. Только вот большая часть российских судов ходит под удобным флагом. А это всегда непрозрачная деятельность, злоупотребления. При этом контролирующие органы работают формально. Поэтому спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Комментарий
Юрист Петр Дзендзелюк: «Крюинги не имеют права брать с моряков плату за трудоустройство: услуги лицензированного агентства оплачивают судоходные компании. Если моряк платит - это первый признак того, что он ввязывается в сомнительную схему. Чтобы этого избежать, обратитесь за консультацией в профсоюз. Да хотя бы в интернете наведите справки о судовладельце, виде и территории промысла, судну. Все хотят денег, и побыстрее. Но не хотят учиться и трудоустраиваться нормально. В Калининградской области, Литве, Латвии, Эстонии, Польше - больше 50 порядочных крюингов. Список лицензированных есть на сайте РПСМ. Но люди предпочитают встретиться где-нибудь возле гостиницы, передать денежки и ждать, когда позвонят и скажут, мол, езжай на клыкача - обваришься!»

Смотрите также: