Орден для героя. Боевая награда нашла ветерана спустя 71 год после войны

За плечами Петра Пызина две войны. Был тяжело ранен, но оптимизма никогда не терял. © / Станислав Ломакин / АиФ

У этой истории есть парадная сторона и «изнаночная». Вторая не так приглядна, зато правдива. О том, что где-то «затерялся» орден Красной Звезды, 94-летний Пётр Пызин знал давно, а вручили награду только на днях. Чтобы это случилось, доверенному лицу ветерана пришлось пройти свой боевой путь: от кабинетов чиновников до Президента.

   
   

Главный разведчик

В жизни Петра Алексеевича было две войны. Последняя в наши дни - на Украине. Два года назад приёмный сын разработал целую операцию, чтобы вывезти его в Калининград из Константиновки, где стоят войска формирования республики.

«Когда общался с отцом по «Скайпу», слышал звуки перестрелки, - рассказывает Сергей Витальевич. - Мужчин на Украину не пускают, поэтому пришлось просить родственницу забрать пожилого человека из зоны боевых действий. Доставили самолётом в Москву, а оттуда  - в Калининград».

Уезжал Пызин с одним чемоданом. Долго не соглашался покидать родные места, где прошла молодость, похоронена жена. Но выхода не было.

«То, что там творится, - кошмар, - признаётся ветеран. - Власть взяли бандеровцы, и мы мгновенно превратились из победителей в завоевателей. И предположить не мог, что услышу свист пуль и разрывы снарядов в мирное время».

Петру Пызину (слева) и Михаилу Оршанко долго пришлось ждать заветные медали. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Петру было всего 19, когда началась война. Два года находился в окружении в родном селе под Курском, в 1943-м призвали в армию. Служил главным разведчиком артиллерийского полка резерва Верховного Главнокомандования, который бросали в самые горячие точки. Обнаруживал замаскированные огневые позиции противника и корректировал наши орудия. Участвовал в решающем танковом сражении под Прохоровкой. Был серьёзно ранен на Днепре. Чудом вместе с другими бойцами вырвался из самого пекла, когда попали в окружение под Лебедином. При форсировании Шпрее (Берлинская наступательная операция) первым переправился через реку, засёк две пулемётные точки и самоходное орудие немцев, которые, благодаря ему, быстро уничтожили, за что и был приставлен к Ордену Красной Звезды. 

До Берлина Пызин не дошёл всего 36 км, развернули выручать осаждённую Прагу, где он и встретил победу. Вспоминает этот день - и лицо озаряется счастливой улыбкой.

   
   

Сын полка

У Петра Алексеевича вся грудь в орденах: медаль «За отвагу», Орден Славы III степени, Орден Отечественной войны II степени, «За освобождение Праги».  После войны направили на Донбасс восстанавливать доменные печи. Трудовой стаж металлурга - почти 70 лет. Казалось бы, такому заслуженному человеку мгновенно должны дать российское гражданство и тем более кровью добытую боевую награду.

«Но добиваться всего этого пришлось с боем. Пётр Алексеевич обращался в советское время в Министерство обороны, но тогда поиск наград шёл очень тяжело. Не было единой базы награждённых. А когда рухнул Советский Союз,  отделилась Украина, началось противодействие местной власти, - говорит юрист Михаил Золотарев, к которому обратился за помощью сын ветерана. - Два года я вёл переписку с разными ведомствами - никто не верил, что мой поверенный жив. Пришлось запрашивать документы из Подольского архива, что орден не вручён. Местных «волокитчиков» взбодрил только депутат Госдумы, который обратился в Администрацию Президента».

Церемония вручения награды состоялась 2 ноября в Калининградском Доме офицеров Балтийского флота в зале Боевой Славы Музея 11 гвардейской армии. Ордена вручал начальник штаба Балтфлота, вице-адмирал Игорь Мухаметшин.

Сейчас юрист добивается, чтобы Петру Пызину дали жильё. При прежнем губернаторе этого не случилось: Пызину ответили, что  в очереди на субсидию перед ним - два инвалида и один ветеран ВОВ.

Пётр Алексеевич оптимизма не теряет. Начинает каждое утро с зарядки. Вот уже 50 лет он делает упражнения по системе йоги.  Читает русских писателей. Охотно общается с друзьями сына. 

Для Михаила Оршанко вручение ему ордена Отечественной войны II степени также стало приятной неожиданностью. На войну он попал в звании «воспитанник». Сыном полка стал в 1944 году в городе Невель Псковской области.

Дом разбомбило. Мать сильно обгорела и попала в госпиталь. Изголодавшегося парнишку приютила армия. Вместе со 150-м отдельным дорожно-эксплуатационным полком он дошёл до Кёнигсберга. Наравне со взрослыми тянул солдатскую лямку, поднимался по тревоге, рыл окопы. Участвовал в штурме Кёнигсберга. Помнит, как хоронили в глубокие ямы бойцов на месте нынешнего мемориала 1200 гвардейцам.

После войны пришлось навёрстывать жизнь: окончил вечернюю школу, техникум, трудился энергетиком, бился за права ветеранов. Сегодня у ветерана две дочери, внучки и правнук. Жизнь продолжается!