Лимит на совесть. Депутаты решили сэкономить на пенсионерах

Коллаж Станислава Ломакина / АиФ

С 1 февраля калининградским льготникам сократили количество поездок по карте «Волна Балтики». Пожилые люди возмутились:  по сути, Их поставили перед выбором: переплачивать или сидеть дома.

   
   

60 поездок достаточно?

Лимит на поездки горсовет депутатов ввёл незадолго до нового года. Теперь пенсионеры, инвалиды, ветераны труда и другие льготники (всего 22 категории) могут совершать на городском общественном транспорте по карте «Волна Балтики» не более 60 поездок в месяц. Стоимость проездного для них с прошлого года не изменилась - 700 руб.  Для неработающих пенсионеров - 300 руб.,но и для этой категории действует лимит.

Факт
Привязанные к банкам карты - прошлый век, давно пора заменить их проездным «пропуском» в автобус на определённый временной период.

«Мера вынужденная. Льготы обходятся бюджету в 50 млн руб. в год, при этом городской транспорт остаётся дотационным, - пояснил журналистам глава Калининграда Андрей Кропоткин. - У нас был выбор: увеличить  стоимость проездного с 300 до 500-600 руб., тогда эти расходы удалось бы компенсировать. Работающих пенсионеров, ежедневно пользующихся транспортом, немного: около 5-7 % от их общего числа. Мы проанализировали: многим пенсионерам 60 поездок достаточно. Они всё равно сидят дома. Чтобы выехать в поликлинику или ещё куда-то, этого достаточно. Другая альтернатива - вновь увеличить стоимость проезда (сейчас она 28 руб. - одна из самых низких в России), но мы этого не хотим».

Вот только пожилые люди не согласны ни с количеством поездок, которые непонятно как определили, ни с тем, что на них в очередной раз решили сэкономить. И стали жаловаться в правительство области и
облдуму. Система маршрутов в облцентре далека от идеальной. Добираться из одного конца в другой приходится с пересадками.  За каждую поездку «сверх лимита»  придётся платить 25 руб.

«Я просто киплю от возмущения, - говорит пенсионерка, инвалид Ирина Ивановна. - Мой дом в конце ул. А. Невского, на кольце автобуса № 21. К «Маяку», где живут трое моих внуков (я помогаю дочке с ними сидеть), напрямую не добраться. Кроме того, четыре раза в неделю я езжу в Дом ветеранов на ул. Комсомольской на занятия физкультурой и танцетерапией. Туда также без пересадок ехать не на чем, как и в мою поликлинику на ул. Тельмана. Маршрутки не в счёт: на них проездной не действует, а переплачивать с пенсии в 14 тыс. руб. я не хочу. Не только я, многие ездят в тот же Дом ветеранов с утра на трёх видах транспорта и так же обратно. Скоро наступит дачный сезон, туда тоже без многочисленных пересадок не добраться. А грядки нас кормят! У депутатов помимо своего есть служебный транспорт, а они решили на нас сэкономить. У них не денег нет, а совести!» 

   
   

Выход есть

«На прошлой неделе состоялось выездное совещание. Обсуждали с Департаментом транспорта, как распространить «Волну Балтики» на всю область, - говорит председатель некоммерческой организации «Калининградский региональный транспорт» Владимир Гренц. - Я же предложил кардинально иную модель: связать в единую транспортную систему город и пригород. Карты в их нынешнем виде - прошлый век. Их нужно покупать, пополнять, следить за количеством поездок. Мы кормим банки, которые с каждой транзакции получают 4 процента, содержим ораву администраторов. Валидаторы в автобусах периодически зависают. Перевозчик вынужден везти пассажиров себе в убыток. Программное оборудование недоработано, ремонтировать аппараты возят в Москву. Всё можно устроить гораздо проще, как это происходит в Германии или на Мальте».

Владимир Гренц предлагает ввести проездные без транзакций (своеобразный пропуск в автобус) на определённый период, которые можно будет приобрести без паспорта в любом киоске. Сделать проездной на день, на неделю, на две недели, на месяц, полгода и год. У каждого - своя цена. Чем на более длительный срок покупаешь карту, тем она выгоднее. Сделать карты двух уровней: на поездки по всей области и по городу. В автобусе установить стационарный терминал. Пассажиры заходят через переднюю дверь, прикладывают карту. Чека ждать не нужно, поэтому очередь движется быстро. Водитель только следит, чтобы не проскочил «заяц». Тот, кому нужна разовая поездка, кидает, условно говоря, 100 руб. и едет за 100 руб.

Деньги от продажи проездных идут в городской и областной бюджеты. Для перевозчиков проводится конкурс на работу транспорта. Деньги они получают за то, что проехали от одной точки до другой. Сейчас в «часы пик» автобусы устраивают гонки - стремятся  перехватить  пассажиров, поздно вечером на пустой маршрут никто выходить не хочет. С введением новой системы все эти проблемы  решатся автоматически. Часть жителей не захочет тратить средства на бензин и пересядет с личных автомобилей на автобусы, ведь это будет дешевле. Вопрос со льготниками решится сам собой. Достаточно сделать для них карту  наполовину дешевле обычной. Предложение Департамент заинтересовало. Если губернатор примет политическое решение, в течение года-полутора можно запустить новую систему.

Кстати
Губернатор области Антон Алиханов сообщил журналистам, что поручил власти областного центра не вводить лимиты для пенсионеров. Деньги на их проезд выделят из резервного фонда. Кроме того, глава региона дал поручение проверить эффективность работы «КалининградГорТранса». Для этого создадут комиссию.