Камчатку и Калининград соединили тралы

Капитаны, тралмастера и флагманские специалисты Дальневосточного флота познакомились с возможностями тралов из Пионерского. © / «Фишеринг Сервис»

В преддверии Дня рыбака и дня города Пионерского, который всегда был и будет связан с рыболовством, мы посетили наших старых знакомых – компанию по производству орудий лова для рыбопромысловых судов всего мира «Фишеринг сервис».

   
   

Идём на восток

К гостям в «Фишеринг Сервис» привыкли. Не так давно в Калининградскую область с Дальнего Востока прибыла представительная делегация в составе 22 капитанов, тралмастеров и флагманских специалистов. За каждым из них – большой рыболовный траулер, а также лидирующие рыболовецкие компании Владивостока, Камчатки, Сахалина... Это и «Норебо», и «Океанрыбфлот», и РРПК. К слову, последняя – «Русская рыбопромышленная компания» – уже несколько лет активно оснащает свои суда орудиями лова из Пионерского. А когда-то, в самом начале сотрудничества, даже устроила «Фишеринг Сервис» экзамен, на который пригласила иностранных производителей. Тогда всё закончилось тостом «За русские тралы!». Сегодня представители рыбопромысловых компаний приехали к нам увидеть что-то новое в сфере орудий лова.

Несколько лет назад «Фишеринг Сервис» стала разворачивать свою работу в сторону Дальнего Востока. Дальневосточный рыбопромысловый флот сейчас активно развивается, для его нужд приобретают за рубежом и строят в России современные рыболовные траулеры, в том числе – наливного типа, когда рыбу на борт забирают в живом виде и так довозят до берега. А орудия лова для них среди российских производителей умеет изготавливать только компания из Пионерского.

Как результат – сегодня без малого сто судов дальневосточного бассейна используют на промысле наши тралы «Атлантика».

Андрей Фёдоров Фото: АиФ/ Александр Матвеев

«Российские рыбаки в последние годы серьёзно настроены поднять эффективность промысла, – рассказывает основатель и бессменный директор компании из Пионерского Андрей Фёдоров. – Но ситуация на промысле постоянно меняется, это обусловлено поведением косяков рыб. Следовательно, нам, как производителям орудий лова, постоянно приходится искать новые решения, способы, как сделать трал ещё лучше и эффективнее. Сейчас наша задача – дать дальневосточным рыбакам лучшие решения для промысла минтая, скумбрии и сельди».

Тесты в Дании

«Фишеринг Сервис» – одна из немногих российских компаний, которая регулярно проводит научные разработки, в том числе тесты моделей орудий лова в Дании. Там, в городе Хиртсхальс, есть Институт изучения Северной Атлантики (SINTEF). А в нём – второй по величине в мире гидролоток, в котором промысловикам демонстрируют работу трала, моделируют разные ситуации, возникающие на промысле.

Недавняя делегация с Дальнего Востока пробыла там два дня. Всё это время в гидролотке шли испытания наших тралов «Атлантика», которые постоянно модифицируются.

   
   

Кстати
Самый большой трал в мире от «Фишеринг Сервис» заказан для голландского судна Maartje TheАdora, ранее оно добывало путассу орудиями из Скандинавии.

Также капитаны заехали на одно из самых современных в мире рыболовных судов – датский траулер-сейнер «Рут». Владелец этого судна использует тралы «Фишеринг Сервис» на других своих траулерах. И вполне возможно, в будущем году экипаж «Рут» к ним присоединится.

«Нашей целью было показать специалистам, как трал ведёт себя под водой, – поясняет Андрей Николаевич. – Они много лет работают в море, но при этом никогда не видели поведение орудия лова в зависимости от конструкции, условий промысла. В датском гидролотке мы показываем им особенности настройки орудий лова, а также, чем отличается трал времён Советского Союза от тех, что сегодня предлагаем мы. Намеренно проходим весь это путь и демонстрируем, как говорят, на пальцах, как за эти годы менялись разработки орудий лова. Это помогает капитанам лучше понимать работу трала, почему мы сделали те или иные модификации. Ведь все наши новшества внедряются на основе научных данных, которые мы постоянно накапливаем, собирая результаты работы наших орудий лова во всех регионах Мирового океана. Капитаны нам честно признались: мол, 30 лет по морям, но никогда не видели, как трал за судном под водой «ходит». Для капитанов было важным увидеть, а нам – показать разницу между тем, чем они ловят сегодня, и современными разработками на мировом рынке. А мы в этом, поверьте, разбираемся»!

Интересно
В Исландии – признанном лидере рыбного промысла – тралы «Фишеринг Сервис» занимают 30 % рынка.

Не поверить трудно. К примеру, только в Исландии – признанном лидере рыбного промысла – тралы «Фишеринг Сервис» занимают уже 30 % рынка. В планах к 2021 году достигнуть показателя за 50 %.

Увидели разницу

Ещё одна важная цель визита большой делегации и в Данию, и на производство тралов в Пионерский – обмен опытом между капитанами и производителями орудий лова.

«Мы очень рады тому, что в составе делегации к нам приехали два специалиста «Океанрыбфлота». Это один из крупнейших рыбодобытчиков в России, владеющий 15 судами, – говорит Андрей Фёдоров. – Компания ещё только собирается работать с нами. Было приятно, что её представители высоко оценили и материалы, и продукцию, которую мы им продемонстрировали. У наших гостей есть своё производство, но мы специально для них сравнили  модель трала, что они строят сами, и ту, что для таких же судов чаще всего выбирают другие капитаны. Представители «Океанрыбфлота» смогли в живую увидеть разницу своих тралов и наших, опробованных на десятках судов в разных частях мира. Мы показали, насколько лучше современные тралы контролируют форму под водой, что ведёт к более эффективному их использованию, а значит, и большому улову рыбы».

На голландском судне Maartje TheАdora сегодня работает самый большой трал в мире. И сделали его в «Фишеринг Сервис» Фото: «Фишеринг Сервис»

Спасти гидролоток

В этой публикации мы часто упоминаем датский гидролоток, где испытывают модели орудий лова. Немногие из земляков знают, что в калининградском МариНПО (исследовательский институт, активно работавший в советское время) есть свой гидролоток. Не такой большой, как в Хиртсхальсе, но имеющий весомые отличия. К примеру, на то, как ведёт себя трал под водой, у датчан можно смотреть лишь сбоку. В нашем же – и со стороны дна – оно тоже прозрачное. Калининградский гидролоток – вещь уникальная. На сегодня он единственный в России. И именно в нём «Фишеринг Сервис» многие годы, а предприятию 26-й год, проводит научные изыскания при разработке новых тралов и материалов.

Проблема в том, что МариНПО уже не ведёт научной деятельности, как в прежние годы. Помещения здания сдали в аренду. А недавно команду, отвечавшую за состояние гидролотка, расформировали. Ещё немного, и сольют воду из огромного испытательного бассейна.

«Если это произойдёт, случится непоправимое, – говорит Андрей Фёдоров. – Гидролоток, как мартеновская печь, которую если потушили, уже не возродишь».

В связи с этим в «Фишеринг Сервис» приняли решение попытаться сохранить уникальный калининградский объект своими силами и тем самым сберечь его для возрождающегося рыболовства в России.

На правах рекламы

Смотрите также: