В Калининграде пройдет III международный фестиваль ретроавтомобилей «Золотая тень Кенигсберга». Его готовят активисты «АвтоРетроКлуба-Калининград». Говорим с членом правления клуба и автором проекта Юрием Грозмани о самом событии, проблемах автомобилистов, а также о том, почему старье на дороге - это опасно, а ретро - красиво и хорошо.
Не как в Европе
Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - На фестиваль приедут участники из пяти стран, в том числе тех, отношения с которыми на высоком уровне не складываются. Как вам удалось наладить контакты?
Юрий Грозмани: - Проблемы были в 2014 году, в разгар конфликта с Украиной. Тогда многие поляки отказались к нам ехать из солидарности с этой страной. Но сегодня все изменилось. Более половины участников именно из Польши. Ведем переговоры с французами. Не так давно общался с ними на крупном слете автомобилистов в предместье Парижа. Там была группа в форме французской полиции 60-х гг. на машинах той же эпохи. Узнав, что я из РФ, страшно обрадовались, начали скандировать: «Путин - молодец, Россия - вперед!..». В этом году у нас такое количество иностранцев, желающих участвовать, что вынуждены даже отказывать. Фестиваль стал популярен. Думаю, причина в том, что делаем его не как в Европе. Там все происходит довольно однообразно: постоят на центральной площади, съездят в какой-нибудь замок, проведут банкет. А в Калининграде в субботу 27 мая пройдут состязания по водительскому мастерству среди владельцев олдтаймеров (Прим. авт.: старинных автомобилей). Все это на время, по секундомеру. И «Конкурс Элегантности», который мы проводим в лучших европейских традициях 30-х гг. В воскресенье состоится поездка в Правдинск (Фридланд). Выбрали город, потому что в этом году - 210-я годовщина Фридландского сражения. Его изучают в школах всех стран. Но мало кто знает, что произошло оно на территории нынешней Калининградской области.
- Какие модели машин будут самые интересные?
- «Паккард-443» и «Бьюик мастер 6». Оба 1928 года, из Ольштына (Польша). Потрясающей красоты машины. На колесах - деревянные спицы, отполированные и покрытые лаком.
Ждем «Польский Фиат-518» 1933 года. Этот семиместный лимузин до войны был служебной машиной командующего Вооруженных сил Польши. Приедет «Кадиллак-62» 1942 года из Литвы - его восстанавливали 15 лет. Выезжает второй сезон. Еще один «американец» - «Форд Галакси» 1959 года - первый в мире серийный автомобиль с железной, а не мягкой крышей. Она автоматически убирается в багажник.
- И эти ценные машины поедут по российским дорогам. Такие трудности иностранцев не беспокоят?
- Я помню «Ралли Черноголовых» в 2002 году: автомобилисты ехали из Любека в Ригу, завернули в Калининградскую область и изуродовали машины. Два автомобиля потом ремонтировали всю ночь, чтобы утром они смогли продолжить движение. Но с 2002 года многое изменилось. На мой взгляд, дороги сейчас лучше, чем в Эстонии, Латвии. И на таком же уровне, как в Белоруссии, Литве, Польше. В Калининградской области, например, за семь лет практически все асфальтовое покрытие отремонтировали или поменяли.
- Вы - ценители старины и в то же время автомобилисты. К старинной брусчатке на дорогах как относитесь?
- Нашим гостям она нравится. У старых автомобилей рессоры по полтора метра длиной легко «проглатывают» этот булыжник. А для современных машин брусчатка - сдерживающий фактор: не разгонишься.
Почему на дорогах хлам?
- Машины чувствительны к качеству топлива, а оно на многих заправках, мягко говоря, сомнительное. Как бороться с проблемой?
Что касается качества, я имел печальный опыт общения с известными автозаправочными компаниями. Однажды залил полный бак, а мотор не заводится. В баке оказалась какая-то жуткая смесь с невероятным запахом. Пришлось менять свечи. Передо мной извинились, но ущерб возместить отказались. И претензии не предъявишь! Наше законодательство таково, что ничего доказать невозможно. Все эти многочисленные анализы, проверки - платные, с проволочками. Все заточено на то, чтобы владельцев заправок и хозяев топливных компаний невозможно было привлечь к ответственности за некачественный бензин.
В последние три года на дорогах стало больше новых авто. Вроде хорошо, но и у этой ситуации есть обратная сторона: процентов 80 этих машин взяты в кредит. Чаще всего доходы их владельцев небольшие, но на новой машине поездить хочется, поэтому загоняют себя в кабалу, подрывают семейный бюджет. Родители, вместо того чтобы кормить детей, вкладывать деньги в образование, нормально отдыхать, тянут кредит. В итоге население кормит ненасытные банки, выплачивая заоблачные проценты. Они обогащаются, социальная сфера рушится... Конечно, надо стремиться к обновлению парка. Но так, как это делается, идет только во вред населению.