На Берлинском мосту началась установка пролётных конструкций. Неужели нашим инженерам наконец удалось спустя 65 лет свести его пролёты?
Шесть полос скорости
Масштабная реконструкция мостового перехода через реку Старую и Новую Преголю на строительстве Южного обхода Калининграда ведётся уже два года. На минувшей неделе комиссия регионального правительства проконтролировала ход работ. Начальник строительства Сергей Афанасьев пообещал открыть новый мост не позднее ноября 2013 г. При условии, что опережение в работах будет сопровождаться опережением в финансировании. Кстати, общая стоимость объекта составит 2,76 млрд руб.
Открытие моста для калининградцев - очень важное событие, ведь он входит в маршрут трансъевропейского транспортного коридора "Рига - Калининград -Гданьск", а также оживит работу международного пункта пропуска "Мамоново-2 - Гжехотки". Но самое главное - освободит Калининград от потока большегрузных автомобилей.
Существующий мост не отвечает современным требованиям, имеет ограничения по нагрузкам, отсутствует пешеходный тротуар. По проекту, протяжённость нового Берлинского моста - 1,78 км, автомобили будут двигаться в три полосы в каждом направлении.
Равновесие нарушила война
Есть легенда, что с 1945 г. советские инженеры, несмотря на все усилия, не смогли свести мост, взорванный немцами.
Как рассказал историк Авенир Овсянов, Берлинский мост был построен весной 1935 г. на шоссе Кёнигсберг-Берлин по программе дорожного строительства, принятой в Германии в 1928 г. Военное назначение трасс не афишировалось: по таким дорогам моторизованные части вермахта могли быть быстро переброшены в любой конец страны. Главная особенность моста в том, что он был сборно-металлическим, а не разводным. То есть свести мост в принципе невозможно, и его... никогда не разводили. Но почему же пролёты моста находятся в разведённом состоянии?
Приказ исполнен
В январе 1945 г. в этом районе с тяжёлыми боями наступали части Красной Армии. Мост играл решающее значение. Советское командование старалось захватить его целым, а немцы хотели в критический момент разрушить. Поэтому ещё в начале января 1945 г. мост заминировали, на нём непрерывно находились немецкие подрывники.
На опорах моста, стоящих по берегам реки, размещались удлинённые пролёты. Они и сегодня возвышаются над водой, к ним крепились русловые пролёты, висевшие над рекой. Соединённые так части моста находились в устойчивом равновесии. Ещё во время строительства немцы предусмотрели возможность его быстрого и надёжного разрушения. В ключевых опорах устроили ниши для закладки взрывчатки.
29 января Кёнигсберг был окружён, и командующий гарнизоном генерал О. Ляш приказал взорвать мост. Как и планировали немецкие конструкторы, вставки рухнули в реку, а береговые консоли практически одновременно "развелись" - встали над Преголью. С тех пор они поддерживают миф о разведённом немцами Берлинском мосту.
Кстати, до недавнего времени на одной из опор моста можно было увидеть странный символ: на фоне восходящего солнца выбиты буквы LH, и ниже - изображение Железного рыцарского креста. Говорят, это изображение - ключ, указывающий на место, где сделан тайник с ценностями. А сам мост - грубый ориентир клада.
Смотрите также:
- Новую эстакаду в Калининграде построят на старых опорах Берлинского моста →
- Берлинский мост в Калининграде открыли после реконструкции →
- Ирония Пальмбургского моста →