Завод вытащил Кёнигсберг из кризиса

   
   

Вы удивитесь, но каких-нибудь 120 лет назад в центре нынешнего Калининграда дымил трубами крупный завод Union-Gisserei (UG). Между прочим до сих пор в городе можно встретить канализационные люки с его фирменным знаком.

Любовь крепка, если расчёт верен

История предприятия поучительна и сегодня: в самые непростые периоды Кёнигсберга завод выживал и давал работу сотням жителей города. Об этом мы беседуем с членом правления Калининградского клуба краеведов Борисом АДАМОВЫМ:

- Наше представление о Восточной Пруссии как исключительно о житнице Германии не вполне объективно: в Кёнигсберге в начале XIX в. работали крупные предприятия. В том числе - завод Union-Gisserei ("Литейный союз"). Его основал... англичанин Чарльз ХУГЕС, который понял, что на Туманном Альбионе все бизнес-ниши заняты и приехал в Германию за счастьем. Он и нашёл его в Кёнигсберге: женился на красавице Марии ШНЕЛЬ, дочери владельца пароходной компании. Это был брак по любви и расчёту, тем более что расчёт оказался верным.

- Начало, как в мыльной опере...

- Ещё бы! На своё приданое Мария купила мужу участок земли на Буттербергштрассе, сейчас это район ул. Генерала Галицкого. Здесь заложили чугунолитейный завод, на котором поначалу работали 26 человек. Но дела у англичанина не заладились, требовалась помощь. И он её получил от "трёх мушкетёров", родственников и друзей жены, участников войны с Наполеоном: Густава ШНЕЛЯ, Карла ДУЛЬТЦА и Фридриха ЛАУБМАЙЕРА. Их встреча состоялась 1 мая 1828 г. и стала первым заседанием совета директоров предприятия.

На UG делали все, что требовал рынок: лесопилки и мукомольные мельницы, оборудование для пивоварен и молочных заводов, токарные станки и плуги, насосы и гидравлические подъёмники. Руководители предприятия оказались провидцами и в 1852 г. сделали ставку на выпуск металлических судов и локомотивов. В 1855 г. со стапеля завода сошёл первый цельнометаллический пароход "Шнель", что значит "быстрый". На судне установили силовую установку мощностью 40 л.с. - примерно такая же мощность у двигателя современной "Оки".

Заказ получили без "отката"

Интересна история получения первого заказа: 14 марта 1854 г. руководители завода отправили коммерческое предложение в прусское министерство торговли и ремёсел. И уже через 5 месяцев получили от дирекции королевской Восточной дороги заказ на первый паровоз стоимостью 15,5 тыс. талеров.

- Интересно, каким в то время был "откат"...

- Заказ получили честно! В Германии не существовало такого понятия, как "откат". 1 октября 1855 г. прошли торжества по выводу выпуска первого построенного в Кёнигсберге паровоза "Гильге". Всего с 1855 по 1899 г. Union-Gissere выпустил 1000 локомотивов. UG был ведущим по выпуску паровых котлов, которые поставлялись и в Россию. Все разводные кёнигсбергские мосты и путепроводы Восточной Пруссии были изготовлены на заводе.

По мере того, как рос Кёнигсберг, UG оказался в центре городских кварталов. Жители жаловались на шум и дым. Подходящую территорию купили за городской чертой в нижнем течении Прегеля, на месте нынешнего завода "Янтарь". Завод переехал на новую территорию, не прерывая производство ни на один день!

Первая мировая война принесла заводу выгодные заказы на строительство сторожевиков и тральщиков. Под этот проект построили 3 крупных стапеля и цех по выпуску судовых двигателей мощностью 2500 л.с. Даже после поражения Германии в войне, когда в экономике свирепствовал кризис, Union-Gisserei выстоял. Немецкие менеджеры мгновенно отреагировали на потребности рынка и перестроили производство. UG продолжал выпускать локомотивы, начал монтировать железнодорожные мосты.

Я думаю, завод выдержал бы конкуренцию, если б не мировой экономический кризис 1929-1931 гг. - за это время разорились 513 кёнигсбергских предприятий. Union-Gisserei держался до последнего. Его спасением мог стать заказ от государственной железной дороги, но он так и не поступил. В итоге последовало банкротство, более 2000 человек пополнили армию безработных.

Социальное партнёрство по-немецки

- Говорят, что немецких рабочих нещадно эксплуатировали, оттого Union-Gissere оказался столь живучим...

- Ещё лет 20 назад эта тема была запретной для историков. Да и сейчас она кое-кому не будет приятна. Дело в том, что на UG взаимоотношения между хозяевами и рабочими строились так, что в коллективе было своеобразное социальное партнёрство. Например, на заводе существовала программа обеспечения рабочих... жильём. Завод купил большой участок земли на Оберлааке-2 (район Юридического института МВД) и построил там дома. Ещё в середине XIX в. для рабочих создали больничную кассу, выплачивались премии за успехи в труде, построили заводскую столовую. Когда открылась железнодорожная линия до Пиллау, завод стал вывозить рабочих на специальном поезде отдохнуть и искупаться в Балтийском море у пос. Нойхойзер (ныне Мечниково). Многое, подобное этому, сейчас делают наши бизнесмены? Вопрос риторический...

Смотрите также: