Какие изменения происходят в сфере авиаперевозок, смогут ли калининградцы недорого летать в Россию и за границу? Эти и другие темы - в интервью с министром развития инфраструктуры областного правительства Александром РОЛЬБИНОВЫМ.
Картельный сговор
- Главное, что волнует сегодня всех нас, - высокие цены на авиабилеты, установленные "Аэрофлотом" и ГТК "Россия", - говорит Александр Семёнович. - В июне-июле стоимость полёта эконом-класса в Москву доходила до 34 тыс. руб. в оба конца. Представители этих авиакомпаний не отчитываются о методах расчётов цен на билеты, а мы не имеем права этого требовать. Авиаперевозчики говорят: цены выводит компьютерная программа "Сэйбр", которая формирует их, исходя из спроса на билеты: больше спрос - выше цена. Мол, мы здесь ни при чём. Однако в нашем министерстве убеждены: налицо картельный сговор, ведь себестоимость перевозок гораздо ниже существующих цен. Доказательства? Например, долететь из Москвы в Сочи и обратно 23 июля можно было за 9,2-12 тыс. руб. А из Москвы в Берлин и обратно - за 12 тыс. руб. Но Берлин на 600 км дальше от нас, и это международные линии!
- По какому же принципу выстраивается ценовая политика на авиаперевозки по отношению к нашему региону?
- С этим сейчас разбирается ФАС. Если нарушение будет доказано, то "Аэрофлоту" и "России" грозят многомиллионные штрафы. Но нам от этого не легче. Пострадали люди, огромный ущерб понесла экономика области. У нас никогда не случалось, чтобы оставались свободные места в гостиницах Светлогорска и Зеленоградска. В этом году это было, особенно в первой половине лета. Действительно, кто к нам полетит за 34 тыс. руб., если в Болгарии это цена недельного проживания в 4-звёздочном отеле? Я считаю, что в этом году "Аэрофлот" и "Россия" подкосили наш туризм, а областной бюджет недосчитался миллионов рублей. После наших многочисленных обращений в правительство РФ, министерство транспорта, Росавиацию авиаперевозчики предоставили жителям области квоту на покупку билетов - 40 мест на борт до Москвы (11800 руб. туда и обратно) и 30 мест до Санкт-Петербурга (9600 руб. в оба конца).
"Аэрофлоту" не до нас...
- Тоже не так уж и дёшево...
- Конечно! Но дело не в цене. Для нас важно, чтобы не только мы, но и к нам летали. Государство вкладывает колоссальные деньги в обустройство региона. Продвигается идея туристическо-рекреационной зоны на Куршской косе, благоустраивается курортный комплекс в Янтарном, строятся гостиницы и концертные залы, чтобы приезжали к нам, а не в Юрмалу, развёрнут уникальный проект Балтийского Артека - в первую очередь, мы делаем это для туристов. Они должны тратить деньги у нас в регионе, а не за границей.
- Реально ли пробить воздушную блокаду области?
- С этой ситуацией можно бороться только конкуренцией. Мы договорились с польской авиакомпанией LOT, и в июле она возобновила полёты по маршруту Калининград-Варшава. Ведём переговоры с турецкими авиакомпаниями, чтобы запустить постоянные рейсы в Анталию. С 31 октября начнёт полёты в Калининград "Авиа-Нова". У неё тариф до Москвы и обратно начинается с 2500 руб. Билеты, кстати, уже можно покупать. Конечно, не все места будут дёшевы, но появляется возможность выбора. С "Авиа-Новой" договариваемся, чтобы она расширяла географию и частоту полётов. Но главное - нам нужна региональная авиакомпания, которая развивала бы различные направления перевозок. "Аэрофлот" этим заниматься не будет - им терминал в Домодедово надо завершать.
- Но ведь на днях представители Росавиации заявили, что "не видят яркой необходимости существования калининградской авиакомпании"?
- В Росавиации работают разные чиновники. Есть люди активные, а есть и такие, для кого лишние трудозатраты не нужны. Им на наши проблемы наплевать, и пусть сказанное останется на их совести. А мы радеем за наших людей, которые имеют одинаковые права с другими россиянами.
Нужен местный авиаперевозчик
- Не рано говорить об этом сейчас, когда ещё не закончено банкротство "КД авиа"?
- Не решённый до сих пор вопрос раздела активов "КД авиа" нас беспокоит. Мы призываем стороны искать компромисс, чтобы, наконец, появились внятные собственники, с которыми можно будет работать. Что касается "КД авиа", то, считаю, это был блестящий проект, которому не повезло совпасть с кризисом. Эта компания сделала для области то, что трудно переоценить. Судите сами: в 2007 г., когда она ещё не работала, через Калининград перевезено 450 тыс., а в 2008 г. (в кризис!) уже 1,86 млн пассажиров, в 2009 г. - 1,2 млн. А ведь у каждого из этих людей есть родные, друзья, и все они наверняка загорелись идеей прилететь к нам. Мы должны учесть лучшее из опыта "КД авиа".
- А в чём он, этот опыт?
- Сейчас россияне, чтобы улететь за границу, должны добраться до Москвы, переехать в свой аэропорт, получить и снова сдать багаж, переночевать в ожидании рейса. Это гигантские расходы, сопоставимые с неделей пребывания в Египте. Наш авиаперевозчик предлагал льтернативу: вы прилетаете в Калининград, багаж проходит автоматическое таможенное оформление. Через полтора часа садитесь в свой самолёт и летите в Европу - быстро, недорого. Эти наработки востребованы и сейчас.
На днях я встречался с группой бывших сотрудников "КД авиа", которые выступили с инициативой создания местной авиакомпании и даже предложили бизнес-план, который мы сейчас изучаем. Это правильная, нужная региону идея. Одновременно идут переговоры с потенциальными инвесторами - заинтересованными людьми и компаниями. Разумеется, им не нужны лишние риски и они хотят ясности, в том числе с собственником аэропорта Храброво. Но я уверен, что нам удастся их убедить и региональная авиакомпания будет создана, иначе на развитии региона можно ставить крест.
Смотрите также:
- Подрезали крылья. Полеты из Калининграда в большую Россию станут еще дороже →
- Авиакомпании увеличивают количество рейсов до Калининградской области →
- Без полетов? Успеют ли достроить калининградский аэропорт до ЧМ-2018 →