Мокрое дело

   
   

Последнее время жители посёлка Тимирязево Славского района просыпаются не под бойкое кукареканье петухов, а от резкой переклички чаек. Морские птицы прочно обосновались в сельских окрестностях, найдя здесь и уютный дом, и щедрый стол: большая часть полей и огородов аграриев уже давно покоится под водой.

Дело в том, что Славский район, как и Полесский, относится к польдерным землям, то есть здесь необходимо проводить регулярные мелиоративные работы, в противном случае польдерам грозит затопление. Когда-то налаженная мелиоративная система позволяла районам жить, не беспокоясь за своё завтра. Увы, пришли другие времена. Сегодня, например, тимирязевские угодья находятся в катастрофическом положении.

Паводковая история повторяется из года в год, причём заметно прогрессируя. Сейчас это уже звучит как анекдот, но было время, когда во всех бедах обвиняли зловредных грызунов - бобров. Якобы они, бесстыдно расплодившись, понастроили где только можно своих плотин, отчего происходят заторы, и реки выходят из берегов. Возможно, доля бобриной вины и была, но уж слишком мизерная.

Кто спасёт "подмоченную" репутацию?

Аховая ситуация с посёлком Тимирязево показала проблему в истинном свете. Причину происходящего заместитель директора ФГУ Управление "Калининградмелиоводхоз" Владимир БУНТУСОВ объяснил тем, что одна за другой из строя вышли насосные станции N 20 и 21. Именно они позволяли поселковым землям держаться на плаву. Но если виной поломки двадцать первой станции стал банальный износ (более половины насосных станций района без капитального ремонта работают с начала прошлого века), то остановка насосной станции номер двадцать - дело рук человеческих. С этого объекта был похищен трансформатор. Кстати, вопрос о том, кто теперь должен привести данную станцию в действие - мелиораторы или энергетики, пока не решён. Но как бы то ни было, тимирязевцам на данный момент ничего, похоже, не остаётся делать, как менять орала на вёсла. Хотя существует надежда, что от подмоченной репутации посёлка где-нибудь к середине лета не останется и следа, ведь уже утверждён план ремонта и реконструкции не только выше обозначенных насосных станций, но и всех прочих объектов, обслуживающих мелиоративную систему. Но, если учитывать, что с 2004 года польдеры были брошены на произвол судьбы - в бюджете просто не предусматривались средства на их обслуживание, то работы предстоит непочатый край.

На огородах ловят рыбу

Чтобы судить о масштабах затопления района, нужно заглянуть в недалёкое прошлое. Возьмём для примера лето минувшего года. Обычные для нашего климата дожди тогда превратили территорию от побережья Куршского залива до районного центра в сплошное болото. Полноводная Матросовка, выйдя из берегов, разлилась по крестьянским огородам граничащих с ней посёлков, что в общем-то позволило селянам собрать какой-никакой урожай мелкой рыбёшки (она вольготоно плескалась на бывших грядках). Но вот о сборе картошки-морковки не могло быть и речи. Правда, наиболее продвинутые слои населения просто начали вычерпывать корнеплоды рыболовными сачками.

В посёлках, которые находятся в отдалении от реки, тоже редкий огород оказался незатопленным. Те же тимирязевцы не смогли толком заготовить припасов на зиму и накосить сена для скота.

Сейчас люди, которые из поколения в поколение привыкли возделывать землю, больше интересуются не тем, когда целесообразней сажать ту или иную сельскохозяйственную культуру, а о ценах на привозные овощи. Ведь только в местных магазинах они теперь и могут попутно с экзотическими фруктами приобрести такие совсем недавно привычные лук, капусту, морковь.

Альберт Иванович в числе первых переселенцев с матерью и бабушкой приехал в Тимирязево, тогда ещё Нойкирх, из Орловской области. Он отлично помнит, как тимирязевские окрестности выглядели в середине сороковых 20-го века. Ни о каких наводнениях и речи не было: по полям, с геометрической точностью разрезанным дренажными канавами, даже глубокой осенью можно было пройти, что называется, не замарав ног. Сейчас же огородничество для пожилого человека превратилось в мучение. Земля вязнет, как кисель, и лишь на немногих возвышенностях что-то ещё растёт. В подвале дома вода постоянно стоит почти по колено. А ведь это не только на состояние постройки влияет, но и на больных суставах сказывается.

Калининградская Атлантида?

Наступающая вода отнимает территорию, пригодную для жизни, однако это не самое страшное. Подбираясь вплотную к жилью, она, уж простите, неизменно будет контактировать с продуктами человеческой жизнедеятельности (надворные туалеты и выгребные ямы ещё никто не отменял). А если на её пути окажется неисправная канализационная сеть? В таком случае использование воды из-под крана будет равноценно самоубийству. Хорошо, что такая вероятность существует пока только в теории.

Чем сильнее паводок даёт о себе знать, тем чаще здесь поговаривают, что Славский район всё-таки в прямом смысле не выйдет сухим из воды.

Ещё совсем недавно местный пейзаж украшали томные коровьи стада, теперь им нет здесь места. На бывшие пастбища целыми стаями опускаются грациозные лебеди, суетливые утки, а оголтелые чайки хозяйничают здесь круглый год. Это картинки настоящего, а будущее, говорят, совсем плачевное. Ходят слухи, что горькая судьба Атлантиды постигнет большую территорию Славского района. Местное население, потерпев поражение в битве с водой, будет вынуждено покинуть свои пенаты, а на месте крестьянских усадеб раскинется величественный водный экологический заповедник, и имя ему будет "Дельта Немана". Такой сценарий грядущего славских земель, возможно, всего лишь домысел, однако что-то же послужило для его повода.

Иностранцы готовы раскошелиться

Спасёт ли Тимирязево ввод в строй неисправных насосных станций? С точки зрения ректора Калининградского института агробизнеса и переподготовки кадров Виктора СЕРГЕЕВА, банальным ремонтом проблему решить вряд ли удастся. Годами здесь не велись мелиоративные работы. Сеть каналов, созданных для поддержания водного баланса, постепенно засорялась и зарастала, и теперь просто не способна полноценно функционировать. Привести мелиоративную систему в порядок можно, но здесь уже появляется проблема финансирования, ведь часть земель из федеральной собственности перешла в собственность фермерских хозяйств. Поэтому прежде чем приступить к работе, необходимо чётко определить, кто и за что будет платить. И это вопрос не принципа, а рентабельности производства. Ведь для выращивания, скажем, зерновых культур требуется один режим откачки воды, тогда как овощи хорошо растут совершенно при другом. Придётся искать компромисс.

Кстати, пока наши соотечественники думают, кому открывать кошельки, некоторые иностранные инвесторы уже готовы к вложению в польдерные земли денег, считая это весьма перспективным. Какое будущее в этом случае ожидает Славский район, мы расскажем в следующем номере "АиФ - Калининград"".

Смотрите также: