- Где тут металл сдают? - спрашиваю у мужичка, слоняющегося без дела на пятачке у трёх магазинов.
- В переулке. Только она там обманывает, - бомж Костя согласился составить компанию, а заодно и помочь донести мешок.
Во дворе двухэтажного особняка под навесом копошатся сортировщики. Константин поприветствовал всех, грохнул мешок на весы. Приёмщица - женщина высокая, в хорошей физической форме, заглянув в мешок, вытянула моток медной проволоки. Остальное стала взвешивать.
- 22 килограмма, - сообщила дама.
- А почём кг? - я сделала вид, что не знаю расценок.
- Рубль семьдесят, - приёмщица легко швырнула мешок в общую кучу и скомандовала мне: - Пойдём!
Мы направились к дому. Она открыла железную дверь, за которой хранилось особо ценное - "цветмет" и касса. Моя медь потянула на полтора килограмма.
- Я кило четыреста тебе сделаю. Итого за всё про всё 135 рублей.
- Так весь мой металл качественный - с железной дороги, поэтому дороже должен быть, - робко попыталась торговаться я.
- Да как он может быть дороже?! С рельсов я вообще принимать не имею права! И так пошла тебе навстречу, рискую, можно сказать, - возразила "железная леди".
- Принимают запросто, как видите, - подтверждает Александр ШЕВЧЕНКО, начальник совместной специализированной группы ведомственной охраны станции "Калининград-Сортировочный", который вместе со старшим инструктором Анатолием Власовым помог нам в организации журналистского эксперимента, подготовив мешок с деталями, бывшими в употреблении. - Никто ничего не боится. Например, на Тихорецкой одна дама имеет лицензию на оборот стеклотары, а занимается приёмом металлических изделий, в том числе и ж/д деталей.
- Воровать-то уже вроде и нечего, - отмечает старший инструктор по организации охраны объектов и грузов Игорь ДУДНИК. - Электрические шкафы с цветным металлом, которые раньше нараспашку были, теперь закрываются. Да и с действующего пути теперь трудно что-то снять. Все рельсы под небольшим напряжением, если где-то что-то прерывается, у дежурной по станции высвечивается, на каком участке неполадки. Туда сразу же высылается группа путейцев.
- Однако тащить продолжают, потому что в пунктах приёма с удовольствием принимают железнодорожный металл. У нас по области 4-5 предприятий, которые скупают у приёмщиков металлолом и перепродают его в Польшу, Бельгию, Германию, - рассказывают железнодорожники.
В пункты приёма несут "костыли", накладки, межрельсовые соединения, рельсы, которые, по словам "металлотаскателей", брошены путейцами.
- Вообще-то у нас не бывает брошенных деталей, - поясняют железнодорожники. - Когда мастера демонтируют путь, они оставляют материалы рядом, чтобы потом использовать их в работе.
- Нередко "металлисты" сворачивают запчасти с вагонов. Например, крышка буксового узла, без которой вагон выходит из строя, стоит в ППМ 15 рублей, там вставочка алюминиевая, - комментирует ситуацию Александр Шевченко. - А ремонт буксы обходится нам в 500-700 рублей.
- Вручную в среднем уносят по 50 кг на человека, - делится многолетними наблюдениями Александр Андреевич. - Однако были у нас такие рекордсмены, которые вдвоём ухитрялись тащить 2,5-метровый рельс весом в 150 кг.
Эти килограммы ещё не тянут на статью. Уголовная ответственность начинается с наживы в 1101 рубль.
Последний заметный случай хищения был зафиксирован в посёлке Прибрежном 8 октября, где задержали троих мужчин, которые собирались вывезти 11,6 тонны предварительно нарезанных рельсов.
С начала года сотрудниками ведомственной охраны на Калининградской железной дороге составлено более 1400 протоколов за административные правонарушения, 1329 человек доставлены в линейный отдел милиции, предотвращён 71 факт хищения на сумму более 425 тыс. руб. Из множества пунктов приёма металлолома закрыты только два.