Охота на таксистов

   
   

В последние годы профессия таксиста стала смертельно опасной.

Человек, лежащий на обочине дороги, был без сознания, но живой. Всю ночь мимо него проезжали машины, но лишь когда рассвело, один из водителей заметил беднягу и доставил в больницу. Выбираясь из беспамятства и ненадолго приходя в сознание, пострадавший рассказал, что он таксист, что трое молодых людей, угрожая пистолетом, отобрали у него деньги, выкинули из машины и уехали. Однако через несколько минут вернулись и жестоко избили...

Случилось это 17 января у посёлка Ровное Гвардейского района. А 24 января таксист умер.

Немногим ранее, в ночь на 10 января, погиб водитель компании "Такси-Регата" Игорь Середа. В ту ночь он отвёз женщину в посёлок Космодемьянского, а затем доложил диспетчеру, что свободен и собирается вернуться на проспект Мира. После этого таксист исчез. Труп водителя с колото-резаными ранами нашли в лесном массиве, а рядом с телом находился его сгоревший "Рено". Через пять дней удалось задержать подозреваемых - троих юношей в возрасте от 19 до 23 лет, нигде не работающих и не учащихся жителей Космодемьянского.

Последним особенно громким судебным делом, связанным с нападениями на таксистов, стало осуждение на 14 лет строгого режима 30-летнего наркомана Алексея Плющева, который в начале 2005 года ограбил как минимум 11 водителей. В качестве "средства убеждения" он использовал обрез, который оставил ему в наследство отец, офицер УФСБ. Один из таксистов тогда был убит выстрелом в грудь.

Бутылкой по голове

Создавшуюся ситуацию мы попросили прокомментировать руководителя фирмы "Такси Т-34", индивидуального предпринимателя Андрея Соловьёва: - Наше предприятие несколько раз сталкивалось со случаями нападения на водителей. Однажды диспетчер принял вызов от девушки. Время было позднее. Но вместо девушки в машину вломились трое мужчин. Таксист сказал, что он приехал по вызову и везти их не может, и тогда они просто выволокли его из машины, избили и уехали. Совсем недавно один из наших водителей посадил двух молодых людей и... получил бутылкой шампанского по голове. Нападавших поймали, но в милиции возбудили уголовное дело только по факту неправомерного завладения транспортным средством. Про нападение - ни слова, хотя травму наш сотрудник получил довольно серьёзную. Некоторые водители ходят со шрамами - например, одному приставили нож к горлу, и он едва успел отклонить голову...

- А вы не планируете вооружать водителей - скажем, электрошоком?

- Едва ли это эффективно. Чтобы грамотно пользоваться оружием, да ещё в автомобиле, нужна серьёзная тренировка. Нападение проще предотвратить, соблюдая меры предосторожности, - мы подробно инструктируем наших сотрудников.

"Бордюр" - вещь коварная

Практика показывает, что чаще всего водитель сам виноват в случившемся. Например, когда подсаживает пассажиров на улице, особенно крепких мужиков, которым надо куда-нибудь на окраину или за черту города. Вообще, подсадка, или "бордюр", как это иногда называют таксисты, вещь опасная. Если вызов принят диспетчером, то он обязательно записывает телефон клиента, которого всегда можно вычислить. В противном случае - ищи ветра в поле...

В ожидании клиента необходимо заблокировать все двери. Двигатель следует оставить работающим, машина должна быть на сцеплении и на передаче, чтобы в случае опасности сразу начать движение.

Но самое эффективное - это установка специальных перегородок, отделяющих водителя от салона. В Китае для этого используют металлическую сетку, в Западной Европе - более надёжный прозрачный пластик. Существуют подобные защитные системы и в России: например, по разработанному в Иркутске "заслону" испытатели лупили тяжёлыми кувалдами - выдержал. Есть правда, у перегородок и неудобство - приходится с пассажиром или разговаривать в микрофон, или кричать во весь голос. А главное - удовольствие это недешёвое. Не все фирмы готовы выложить увесистую сумму на защитные системы в машинах. Даже ради безопасности водителей...

Ночной клиент непредсказуем

Частники, занимающиеся извозом, рискуют столкнуться с нападением гораздо в большей степени, чем их "официальные" коллеги. Один из таких "рыцарей дорог", Сергей, крутит баранку уже двадцать два года:

- Работаю я по ночам, потому что выгоднее - расценки выше. Но и ночной клиент гораздо опаснее дневного.

- Приходилось отбиваться?

- Два раза. В позапрошлом году посадил четверых парней. Все слегка поддатые. Проехали метров семьсот, и тут меня на повороте по голове сзади чем-то тяжёлым приложили. Хорошо, сознание не потерял: ударил по тормозам, выскочил - и бежать, думаю, хрен с ней, с машиной, быть бы живу. Догонять меня они не стали, бардачок перерыли и ушли. А второй раз, месяца три назад, отбиваться пришлось - у меня рядом с сиденьем всегда дубинка. Подсел ко мне пьяный товарищ. Вместо платы за проезд двинул в ухо. Ну я его дубинкой слегка "успокоил". Расплатился он как миленький и ушёл зигзагами. Но, в принципе, я ещё легко отделывался, с настоящими профессионалами не сталкивался. Когда сзади удавку накидывают, спастись практически невозможно.

- Зачем же так рисковать?

- А куда деваться, жить-то на что-то надо... Но я тоже ведь не всякого сажаю. На чутьё полагаюсь.

Интуиция, к сожалению, иногда может и подвести. И колесящие по городу водители продолжают оставаться в группе риска.

Комментарий заместителя начальника Калининградского юридического института МВД России Владимира Мешкова: - Милиция бьёт по хвостам и только констатирует факты преступлений. А проблему нужно изучить с глубины. Мы готовы это сделать и разработать отдельную программу как для правоохранительных органов, так и для самих потенциальных жертв. Для этого нам понадобится максимум месяца три. Денег за это мы не попросим. Но инициатива такого заказа должна исходить либо от милиции, либо от представителей власти. Однако ни те, ни другие к нам не обращались, видимо, полагая, что проблема решится сама собой. Увы, не решится...

Смотрите также: