Тема строительства и ввода в эксплуатацию железнодорожно-паромного терминала в Балтийске давно уже перешла из разряда сенсационных в категорию бытовой хроники.
Что, тем не менее, не даёт оснований усомниться в её актуальности и отнюдь не местечковой значимости.
Итак, перед вами - нетривиальная история преображения бывшей военной базы (точнее, её части) в современный транспортный морской узел глазами тех, кто в этом преображении сыграл первую скрипку, - скромных тружеников "Росморпорта", федерального государственного предприятия, находящегося под юрисдикцией Федерального агентства по морскому и речному транспорту.
Последняя капля
"Значимый объект. Достаточно серьёзная точка перспективного развития, причём развития на долгие годы" - так в нескольких словах директор "Росморпорта" Георгий Себов отозвался об оригинальном по задумке и исполнению, сложнейшем в технологическом плане комплексе сооружений.
Идея, вынашиваемая долгие годы группой энтузиастов, не отличалась особой оригинальностью: наличие военно-морской базы в Балтийске сдерживает развитие гражданских инициатив. Только реализация конкретных бизнес-проектов, начало масштабного жилищного строительства может серьёзно пополнить муниципальную казну. На чём специализироваться? Этот вопрос был предопределён давно. Поскольку Балтийск - морской город, развивать там соответственно предполагалось индустрию морских перевозок. Оставалось убедить военное ведомство, что им с гражданскими делить нечего.
Масса наработок и идей уже давно достигла критической отметки, недоставало лишь самой малости. И этой последней каплей стала необходимость создания независимой транспортной связи между Калининградской областью и остальной Россией. В 2001 году было принято специальное постановление правительства по вопросу организации паромного сообщения между Усть-Лугой и Балтийском.
Почему, собственно, Балтийск, а не Калининград? Построить паромный терминал, конечно же, можно было и в городе на Преголе. Но для парома важна быстрота разгрузки в порту. Идти 8 часов по Калининградскому каналу - большая роскошь. Так возник первый объект - небольшой грузопассажирский паромный терминал, построенный за счёт администрации морского порта Калининграда.
Запустили его в декабре 2002 года. И за прошедшие 4 года он получил интенсивное развитие, в том числе в плане увеличения контейнерных перевозок (до 60 тыс. условных единиц) - наиболее перспективного на сегодняшний день вида транспортных услуг. Регулярно на этом скромненьком причале работают 4 линии (в порты Германии, Швеции, Гданьск и Роттердам).
Следующей была поставлена задача развития автопаромного и железнодорожного сообщения. Пройдены все испытательные работы, и сегодня уже идёт поочерёдная сдача готовых объектов начатого в 2004 году железнодорожного терминала - причала, инженерных сооружений и пр. 11 сентября в Балтийске побывал президент РФ Владимир Путин и, осмотрев сделанное, высказал своё удовлетворение увиденным.
Таким образом, "Росморпорт", являющийся исполнителем всего проекта в низшем звене, последовательно выполнил все поручения, которые ему дало Министерство транспорта. С конца января 2007 года начнётся регулярное железнодорожное паромное сообщение между портами Усть-Луга и Балтийск. Для этих целей "Росморпорт" приобрёл железнодорожный паром под российским флагом, ранее бывший в управлении финской компании "Финлайнс", который называется "Балтийск", он зарегистрирован в порту Калининграда. На его борт входит до 100-120 вагонов российской колеи плюс автотехника.
Понятно, одним паромом вопросы транспортной независимости эксклава не решить. Полностью потребность Калининградской области в перевозимых грузах (3 млн. тонн) могут покрыть как минимум пять таких морских судов.
- Хотелось бы отметить, - рассказывает Георгий Николаевич, - что финансирование проекта велось за счёт средств госбюджета и ни на одном из этапов мы не ощущали перебоев с поступлением средств. На начало 2007 года было освоено 1700 млн. рублей. Остались небольшие работы, связанные с организацией международной линии, чтобы иметь возможность выходить на порты Германии и Швеции.
Эффект налицо
Транспортная независимость - это, конечно, здорово. Но что, кроме удовлетворения частных политических амбиций, принесла нам реализация данного проекта?
Немало, полагает Георгий Себов. Экономический эффект прежде всего связан с востребованностью данного вида сообщения. Скажем, регулярно курсирующий между Калининградом и Санкт-Петербургом паром "Георг Отс" всегда забит под завязку, а чтобы попасть на него с автомобилем, заявку требуется подавать за месяц.
Далее - рабочие места в порту для 250 специалистов разного профиля. Плюс мультипликативный эффект - этих людей требуется накормить, одеть, застраховать. Для небольшого Балтийска - это серьёзные подвижки, других солидных объектов здесь нет. А ещё до 200 строителей были заняты здесь в пиковые периоды. Увеличатся налоговые поступления и в областной бюджет за счёт как увеличения перевалки грузов, так и развития паромной, контейнерной деятельности. Наконец, новации потребуют развития соответствующей инфраструктуры - сюда входит строительство объездных автомобильной дороги и ж/д ветки, реконструкция и расширение железнодорожных подъездов, возведение новой станции. Связисты, кстати, уже протянули сюда оптико-волоконную линию.
Имидж региона - это уже даже не экономическая, а политическая категория. Несомненно, в глазах потенциальных инвесторов наличие железнодорожного паромного терминала только поднимает его привлекательность.
Мысль о строительстве глубоководного порта
Меж тем дружная команда Георгия Себова и не думает останавливаться на достигнутом. Есть, есть одна мыслишка, давно не дающая покоя, - это строительство глубоководного порта. О том, какие блестящие перспективы сулит претворение в жизнь этой непростой затеи, здесь говорят затаив дыхание. Глаз положили на территорию порта Восточный, который пока находится в ведении Минобороны. Есть поручение президента правительству подготовить до марта 2007-го решение о передаче его в ведение гражданских структур. Так что надежды здесь не теряют.
Потребность же в подобного рода специализированных терминалах - налицо. Ежегодный прирост услуги по перегрузке контейнеров составляет не менее 30%. А соответствующих мощностей у "Росморпорта" катастрофически не хватает. Для расширения территории требуется 50 га земли, в Калининграде её нет. Тот же Роттердам перегружает около 10 млн. контейнеров. Мы - не более четырёх млн. А на угле много не заработаешь.
Сегодня местные портовики не имеют возможности работать с грузоотправителями металлов: в Калининградский порт суда более 20 тыс. тонн зайти не в состоянии. Также отсутствие глубоководного порта не позволяет решить вопрос с перевалкой удобрений для Белоруссии. В общем, как ни крути, проблему решать нужно.
С приходом в регион нового губернатора на всех уровнях власти сложился коллектив партнёров-единомышленников, работающий на общую идею. Благодаря поддержке Георгия Бооса удалось оперативно включить в федеральный бюджет финансирование реконструкции входных молов (ограждений при входе в канал), что в итоге позволило уменьшить заиливание и тем самым повысить безопасность прохождения по каналу судов.
Адрес калининградского филиала ФГУП "Росморпорт": Набережная Петра великого, 7, тел.: 57-94-01, тел./факс: 57-93-02.
На правах рекламы
Смотрите также:
- В семёрке лучших. Эксперты оценили стратегию развития Калининграда →
- Ставки сделаны! Ваши инвестиции, господа! →
- Лифты и курорты: то вверх, то вниз →