В этом году у руководителя Калининградской филармонии Виктора Бобкова и у самой филармонии - юбилей. Музыкальному учреждению скоро исполнится 60, Бобков моложе на 5 лет. Разговор наш начался в ритме марша, местами переходил на адажио, а закончился на вполне мажорной ноте, хотя для кого-то она покажется минором.
- Виктор Васильевич, вы ведь бывший главный дирижёр оркестра Балтийского флота. В чём состоит феномен военной музыки?
- Существует предвзятое отношение к военным музыкантам. Но, как заметил Наполеон, три четверти победы зависят от морального духа войск. Вовремя сыгранный даже самый непритязательный военный марш может с успехом заменить десяток красноречивых ораторов. Потому что в военной музыке есть и грусть расставания, и мощный гражданственный накал.
- Как начинался ваш военно-музыкальный роман?
- В четыре года я первый раз попал на военный парад. И был потрясен видом дирижёра, стоявшего на своей подставке и управлявшего военным оркестром. С тех пор, как только из радиоприёмника раздавалась военная музыка, я вставал на стульчик и дирижировал. В одиннадцать лет я пошёл учиться играть на кларнете. Класс баяна, куда я хотел, был переполнен, и меня взяли на кларнет, где был недобор. А потом к нам в Брест пришла разнарядка из московского музыкального училища. Родители посовещались и отправили меня на обучение в Суворовское музыкантское училище. И вот домашний 12-летний мальчик оказывается в казарменной обстановке. Как там у Толстого: "Разве так можно со мной, с тем, которого так любят все!" Многие педагоги у нас не были Сухомлинскими и Макаренками. Но потом, когда я поступил на военно-дирижёрский факультет Московской консерватории имени Чайковского, понял: всё пережитое в суворовском училище закалило меня и сформировало некую внутреннюю целостность.
- А как дался переход с военной службы на "гражданку"?
- Ломки не было. Другое дело - не всё, что происходило в филармонической среде в ту пору, было мне понятно. Тогдашний художественный руководитель жил в Москве и посещал филармонию лишь периодически, по-звёздному, не погружая себя в рутину. Расскажу анекдот. Старого филармонического пожарного спрашивают, чем отличается скрипка от виолончели. А он отвечает, мол, виолончель дольше горит. Без юмора, подобную осведомлённость ты должен сочетать с решением тактических и стратегических задач развития. Быть руководителем сложно, а подчас даже омерзительно. А на меня, когда возглавил филармонию, вообще многие настороженно поглядывали - мол, этот, наверное, только марши способен играть.
- Вы либеральный руководитель или авторитарный?
- Знаете, бывают люди самодостаточные, а бывают самовлюбленные. От этого обстоятельства зависят нюансы руководства. Я всегда прислушиваюсь к мнению людей, которые проработали здесь не один десяток лет, пережили множество руководителей и знают всю кухню. Их рекомендациями я очень дорожу.
- Филармонические акции последних лет ознаменованы совместными выступлениями местных артистов и приезжих звёзд. Это целенаправленная политика?
- Да. Когда мы объединяем в совместных проектах звезд всероссийского, а то и мирового уровня, это мобилизует и подтягивает наших. Естественно, возникает вопрос: а каждый ли обладатель консерваторского диплома имеет право подняться на филармоническую сцену?
- То есть вы жестко просеиваете кадры?
- Да, и процент не допущенных до сцены достаточно велик. Я ведь ещё и рентабельность того или иного выступления должен просчитывать. Сегодняшние реалии диктуют необходимость преодоления местечковости.
- Обиженных много?
- Много. Но я в данном случае меньше всего хочу кому-то нравиться.
- Расскажите о самых выстраданных проектах.
- К таковым, безусловно, относится джазовый фестиваль. А также "Русская музыка на Балтике". Финансовые передряги выматывали душу каждый раз. Впрочем, это тема особая.
- Случается ли сталкиваться со звёздными капризами и проявлениями дурного характера?
- Редко. Характер портится либо в далёком от филармонических стен эстрадно-попсовом мире, либо если человек не состоялся. А состоявшиеся люди, как правило, доброжелательны и открыты. Наум Штаркман - лучший шопенист Европы. Легендарный Евгений Евтушенко. Открытые, общительные люди! Я помню только один конфликтный случай, и то он разрешился вполне естественным путем. Один исполнитель, имеющий мировое признание, был категорически не согласен с тем вариантом выступления, который мы ему предлагали. Истерично хохотал в трубку - мол, я, что ли, буду играть Баха с каким-то провинциальным оркестром. (Речь идет о камерном оркестре под управлением Александра Андреева. - Прим. авт.) Это продолжалось до тех пор, пока он не попал на первую репетицию. После чего закурил трубку и молвил, дескать, не ожидал, что оркестр такого уровня работает не на столичной сцене.
- Вы были председателем комиссии по созданию гимна Калининградской области. Каковы впечатления и выводы?
- Гимн должен естественным образом родиться как музыкально-поэтический девиз, а это процесс очень трепетный. Есть, конечно, среди предложенного и вполне добротные произведения, но будет ли это подхвачено массами - вот, собственно, в чем главный вопрос.
- А графоманов-то много было среди претендентов?
- Просто массовый порыв, стихия...
- Под какой музыкальный неклассический фон коротаете дружеское застолье?
- Под советскую массовую песню.
-Ну а тлетворный Запад имеет место?
- Да, пожалуй, французский шансон. Или мюзиклы Бернстайна и Эндрю Ллойд Вебера - под эти сочинения мне всегда мечтательно, тепло и светло...
Смотрите также:
- Говорим Ширвиндт, подразумеваем - Державин →
- Из крохотных мгновений соткан дождь →
- Духовой - от слова "душа" →