14 августа, в Медовый спас, православные понесут освящать мёд в церковь. Где же взять натуральный медовый продукт, если рынок завален фальсификатом? Сколько стоит натуральный мёд и где его искать? Об этом журналист «АиФ-Калинининград» побеседовал с Владиславом Брагинским, председателем областного общества пчеловодов.
Химия и металлы
Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - В апреле производители натурального мёда пожаловались Владимиру Путину, что не могут конкурировать по цене с низкокачественным аналогом. Просили ввести чёткие требования к качеству. Что же стоит на полках под видом мёда?
Владислав Брагинский: - Существующие техрегламенты на мёд устарели. Их разрабатывали в годы, когда не было «химических» проблем с опылением полей и с препаратами для пасеки, в том числе антибиотиками. Мёд сегодня проверяют только на влажность, фруктозу, сахарозу, диастазное число и так далее. А такие серьёзные параметры, как химия и металлы, не анализируют.
Существует ГОСТ, определяющий параметры мёда. Но эти ограничения легко обойти. К примеру, отдают на экспертизу хороший мёд, а потом выставляют на рынке десятки видов разного: «Царский», «Королевский», «Башкирский»... Не может быть столько башкирского мёда, сколько его продают по всей России, Европе, в Китае…
Когда приходит проверка, продавец показывает экспертизу одного мёда, и всё нормально. В регламентах нет понятия «Царский» или «Башкирский». Есть просто «разнотравье», «полифлорный», «монофлорный». На сертификате указана фамилия пчеловода. И, выходит, с претензиями можно обратиться только к нему. А он к этому мёду никакого отношения не имеет.
- Может покупатель сам определить качество мёда?
- Пасечники, которые работают на небольшой круг клиентов, фальсификацией практически не занимаются: не те объёмы. Единственное, что замечаю: бывает, реализуют жидкий мёд, в то время когда он уже должен закристаллизоваться. Значит, его подогревают, чтоб не терял товарный вид. Есть технология, позволяющая при подогреве сохранить полезные свойства. Но в кустарных условиях это сделать сложно.
Сейчас распознать фальсификат народными средствами вроде йода и химического карандаша сложно. Химия шагнула далеко вперёд. Лучший выход, чтобы не обмануться, - покупать мёд у знакомых. А в масштабах области - развивать местно пчеловодство.
- Покупатели стали обращать пристальное внимание на этикетки. Если видят, что мед произведен в Калининградской области (якобы «немедовой») - не верят.
- Самый западный регион РФ - тоже медовый. Климат мягкий - пчела может летать с ранней весны и до поздней осени. Но у нас нет ни одной промышленной пасеки. Дефицит местного мёда в последние годы компенсируют большими объёмами привозного. Появились так называемые асфальтные пчеловоды, которые завезут крупную партию мёда из большой России, размешают с крахмалом, содой, загустителями - и в продажу.
Три года назад, когда доллар был порядка 30 рублей, оптовая цена «типа мёда» на российском рынке доходила до 50 рублей, а в розницу - до 400 рублей за килограмм. Представляете, какой навар?! Потому и распространился фальсификат, ведь цены регулируют не производители, а барыги. Чем ответили пчеловоды? Сократили пасеки. По области сейчас держат в основном до 50 ульев. А промышленные пасеки должны быть на 6 - 10 тысяч семей.
Может, наши пчеловоды и хотят развиваться. Но где рынок сбыта? Не каждый сможет выполнить требования сети: обеспечивать тару, принимать возвраты. С сетями договоры жёсткие! За малейший промах - штраф. Они постоянно давят, чтобы производитель снижал цену, а деньги за товар зачастую отдают не сразу, требуют бонусы, рекламу.
Война с фермерами
- Как относятся к российскому продукту за рубежом?
- Неплохо. Только выйти на их рынок сложно. Я пытался. Но Европа запросила по 60 тонн в месяц гарантированного объёма! Где столько взять? Кооперация с другими пчеловодами тут не пройдёт. Европейцы жёстко контролируют качество. Где гарантия, что кто-то из партнёров в чём-то не нарушил технологию? А у них, даже если растворить в 20 тоннах мёда таблетку, лаборатория это вычислит, и забракуют всю партию.
За рубеж без промышленного пчеловодства не выйти. А для этого нужно наладить взаимодействие с растениеводами. Мы с региональным министром сельского хозяйства Сергеем Лютаревичем обсуждали, как увеличить объёмы производства в области. У нас пустуют земли. Их можно обязать засеивать медоносными травами. У нас высаживают промышленные сады. А на 1 га сада должно быть не меньше четырёх пчелиных семей. Урожайность растений повышается после опыления. К примеру, гречихи - на 60%, рапса - на 40%. В ЕС, США, Канаде пчеловоду платят за каждую пчелиную семью, которую он подвозит к полю. На рубль продукции пчеловода 13 рублей плюсом уходит растениеводу! А что означает развитие растениеводства. Это рост кормовой базы для животноводства, рост пищепрома. У нас же в области растениеводы и пасечники в конфликте. В регионе то и дело гибнут пчёлы после обработки полей химикатами.
- Пчеловодство могло бы отчасти решить проблему безработицы. С чего начать тем, кто хочет завести пасеку?
- Хороший пчеловод с наработанной клиентурой получает стабильный доход. Это единственное в сельском хозяйстве безотходное и безубыточное производство. Только надо заниматься селекцией. Правда, эта работа даст результат через несколько лет, поэтому пока завозим европейских пчёл. У любого пчеловода не должен быть один только мёд. Вот у нас огурчики, помидорчики, пчёлы их опыляют.
Если вы решили завести пасеку, для начала проверьте себя на аллергию от пчелиных укусов. Побывайте у знакомых пчеловодов, посмотрите, как всё устроено на пасеке, поработайте на откачке мёда. А уже потом выбирайте место для пасеки, покупайте ульи. Улей с пчелиной семьёй стоит около 4 - 9 тыс. руб. Здесь много тонкостей, готов проконсультировать.
- Сейчас разброс цен на мёд огромный: от 150 до полутора тысяч рублей за килограмм! Сколько должен стоить хороший товар?
- Цена мёда больше складывается виртуально. Есть дефицит мёда - цена выше, есть кому сбивать цены - ниже. Сегодня оптовая цена мёда в России - 120 - 150 рублей.