Иван Едешко вошёл в историю отечественного и мирового баскетбола, сделав «золотой пас» Александру Белову за три секунды до окончания финального матча со сборной США на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Тогда в сложной и напряжённой концовке матча баскетболисты советской сборной три раза вводили мяч в игру из-за остановок и проблем с отсчётом времени и, в конце концов, вырвали победу у американцев с минимальным разрывом - 51:50
Узнавали на улицах
Сергей Кандалов, KLG.AIF.RU: - Как в России сейчас с баскетболом?
Иван Едешко: - После фильма «Движение вверх» стало лучше. Картин, которые так популяризируют баскетбол, прежде не было.
- Вы в 1972 году так же выглядели, как сегодня в кино?
- Все мы достойно в фильме выглядим. А как я могу иначе сказать, если был консультантом у режиссёра. Но признаюсь, сначала скептически отнёсся к съёмкам. А вот когда увидел целостную картину, то понял: это шедевр, настоящее искусство. Вдвойне было приятно, что нас всех показали под своими фамилиями. Знаете, как приятно было родственникам и тем игрокам, кто остался в живых - нас только четверо, остальные уже умерли. И зрители плачут, когда уходят из кинозалов. Хороший фильм.
- Помните, что почувствовали тогда в Мюнхене, после финальной игры 1972 года?
- Сначала были обыкновенные эмоции от победы - мы же стали олимпийскими чемпионами. Хотя нет, после матча были сомнения в успехе. Всю ночь шло заседание специальной комиссии МОК, которая обсуждала протест американцев. А мы не спали, ожидая в гостинице решения. В холодильнике пиво, баварские сосиски, но к ним не притрагивались. Вдруг переигровка?
Утром открывает дверь наш второй тренер и говорит: «Переигровка…» Мы были в шоке, попросту онемели. А тренер, выдержав паузу, продолжил: «В 1976 году».
Потом, когда вернулись домой и нас стали узнавать на улицах, поняли: мы сделали большое дело.
Дома не сижу
- Вы общались с кем-то из поверженной сборной США?
- Нет. Хотя однажды в Чикаго пересёкся с Дагом Коллинзом. Но он не захотел разговаривать. Видимо, считает, что мы - «незаконные» олимпийские чемпионы.
- Правда, что в детстве вам могли ампутировать руку?
- Могли. В семь лет я сломал руку - упал на бетон, перелезая через забор. Сделали три операции - крайне неудачно. Медики стали готовиться к ампутации. Об этом узнала моя мама, которая тут же подняла крик. На шум вышел главврач. Говорит: «Я лично займусь вашим сыном». Так и сохранили руку. Но передачу Белову в Мюнхене я другой рукой отдал (смеётся. - Авт.).
- Как удаётся быть в форме на восьмом десятке?
- Потому что дома не сижу. Участвую в ряде проектов, провожу мастер-классы. Не зря же мыслитель сказал, что движение - это жизнь!