Губернатор Антон Алиханов предупредил предпринимателей: из-за санкций «морской путь может рассматриваться как основной». Чтобы поддержать автоперевозчиков, компаниям впервые возместят затраты на транспортный налог на машины с двигателями мощностью больше 250 лошадиных сил.
Кому субсидия?
За фуру мощностью 300-400 «лошадей» компании ежегодно платят транспортный налог 25-35 тыс. руб. В 80 % организаций области - до 20 грузовиков. Будет ли субсидия им выгодна?
«Любая поддержка нужна, и мы благодарны за неё. Тем более что это региональная субсидия, а возможности бюджета ограничены, - говорит гендиректор ООО «Рустранссервис», председатель Общественного совета при министерстве развития инфраструктуры области Леонид Степанюк. - Я подсчитал: для компании из 10 тягачей с налогом 30 тыс. руб. в год ежемесячная субсидия составит 25 тыс. руб. При том, что фонд зарплаты для такой организации будет минимум миллион рублей в месяц с налогами. Такая небольшая сумма поддержки не сыграет заметной роли. А гарантировать выполнение условий - сохранение деятельности и численности работников не менее 70 % до 31 декабря 2023 года - в существующей ситуации невозможно. Литва постепенно перекрывает нам «сухопутный кислород». А если тягачи стоят в гараже или на пункте пропуска, они ничего не зарабатывают, причём не по своей вине. На мой взгляд, данная поддержка должна предоставляться без условий или необходимо отменить транспортный налог на весь год, как это делали в пандемию. Если это был бы существенный субсидируемый кредит от федеральной власти в размере МРОТ на одного работающего в месяц, тогда можно было постараться выполнить условия. Я подаваться на субсидию не буду, больше времени потрачу на подачу и отчёты потом».

На прошлой неделе возникла проблема с пересечением литовской границы арендованными фурами. По приказу минтранс- порта Литвы, фактический владелец транспортного средства и разрешения на перевозку («дозвол») должны совпадать. Но в России множество юрлиц под одной крышей - обычное дело.
По данным регионального правительства, проблема коснулась 1 800 из более чем девяти тысяч фур, осуществляющих международные автоперевозки.
Нужны паромы РО-РО
Первой в области женщине-дальнобойщику Светлане Мастерских повезло: она успела пройти границу до ужесточений.
«Но знаю коллег, которых разворачивали с Кибартая, - рассказала она. - Люди возвращались в Россию, стояли на обочине и ждали распоряжений от руководства. Считаю, что это промах вышестоящих инстанций, которые вовремя не распорядились переоформить водителям документы. Трудностей на границе и так хватает. Долгосрочные визы не действуют. По правилам, я должна пересечь Литву за сутки. А у меня не получается, потому что стоит 13-километровая очередь из фур. Спорить на границе бесполезно - могут штрафануть. Зажимают нас со всех сторон. Но вынуждена ездить: я одна воспитываю двоих детей».
Власти предлагают два способа решения проблемы с «дозволами»: переоформлять машины путём смены собственника либо перерегистрировать транспортное удостоверение в Северо-Западном управлении государственного автодорожного надзора. Федералы согласились ускорить этот процесс для калининградцев с 15 до 7 дней.
«Тема с нестыковкой в документах возникла не сейчас, - говорит дальнобойщик Алексей Петров (имя изменено). - В Италии 4 года назад за то же самое арестовали калининградского водителя и фуру. Водителя тогда поселили в гостиницу. А фуру компания забрала после уплаты штрафов. Наши руководители могли бы предвидеть, что в сегодняшней обстановке могут придраться к таким вещам. Сейчас в нашей фирме увольняют и заново принимают водителей на работу в другое юрлицо. Некоторые уходят. Сейчас возить грузы невыгодно: до февраля я получал за рейс Калининград - Москва 42 тыс. руб., а теперь за 3 загрузки получаю на 10 тыс. руб. меньше. Начальство урезало зарплаты, чтобы оправдать расходы на паром. Хоть власти и уверяют, что система налажена, проблема с местами на паром решена для больших компаний, а остальные их вынуждены перекупать».
В настоящее время грузы в область доставляют 18 судов, в том числе 4 парома. Калининградские власти планируют построить грузопассажирский паром для перевозки легковушек.
«Я скептически отношусь к этой идее, - говорит Леонид Степанюк. - Такие паромы - для коротких расстояний. Нам нужны большие универсальные автомобильные грузопассажирские паромы РО-РО, как в Скандинавии. Насколько я знаю, заинтересованная компания найдена. Ведётся работа по организации постановки на линию 2 автомобильных грузопассажирских парома РО-РО вместимостью по 115 автопоездов и 150 пассажиров. Хочется надеяться, что усилия морского бизнес-сообщества и региональных властей увенчаются успехом».