В Париже проголосовали против того, чтобы в городе продолжалась аренда средств индивидуальной мобильности (СИМ), а в РФ предложили ввести уголовную ответственность для самокатчиков. Прибегнуть к столь жёстким мерам заставляют участившиеся аварии и хаос на улицах. В нашей области за 7 месяцев 2023 г. произошло 14 ДТП с участием самокатчиков, из них 5 - с пострадавшими. Мы спросили читателей, не последовать ли нам примеру французов.
Из подъезда - на велодорожку
На минувшей неделе телефон в редакции разрывался от звонков. Жители требовали убрать электросамокаты с улиц, ни один из участников нашего опроса не высказался «за» них.
«У нас в здании на ул. Челнокова, 18б, девять этажей, масса офисов. Утром 8 сентября одна из сотрудниц выходила из дверей, и на неё наехал самокат. Женщина - в реанимации. У неё отёк мозга, перелом 4 рёбер. Думаю, на работу она вернётся нескоро», - рассказала начальник отдела кадров МФЦ Татьяна Гуревич.
Место на Челнокова - опасное. Из здания сразу попадаешь на велодорожку.
«Я очень люблю ходить пешком, но после случившегося реально страшно. Уже как паранойя: выходишь с работы, остановишься, посмотришь, но не факт, что самокатчики не выскочат из-за куста. Они уверены: посигналят - и ты должен испариться, а испариться некуда, - говорит сотрудница МФЦ Александра Ковалёва. - Самокатчики ещё и соревнуются с велосипедистами, кто быстрее. Над велодорожкой (её протяжённость - до 5 км) на половине пути нависают ветки деревьев. Уворачиваясь от них, самокатчики залезают на тротуар. Шансы быть сбитыми очень велики. Не должно быть реверсивного движения с такими опасными «попутчиками» в обе стороны, только - в одну!»
Если для молодёжи самокаты, в первую очередь, - удобство, то для старшего поколения они воспринимаются как реальная угроза.
Наш читатель Михаил Курляндский живёт в Калининграде с 1945 года.
«Мы всегда ездили на велосипедах близко к бровке дороги, - говорит он. - А самокаты гоняют там, где люди пешком ходят. Ездят парами: то ребёнка везут, то девчонку. Одного спросил: «А если собьёшь?» - он ответил: «Ну и что?».
Калининградец Александр Иванов категорически против электросамокатов на тротуарах: «В меня врезались, и не единожды. Наверное, каждый второй пешеход от них страдал, - говорит он. - Прежде чем разрешить этот вид транспорта, нужно было поработать над инфраструктурой. Разве нормально, что практически на всех остановках, в «карманах», где высаживаются люди, стойбища самокатов? Из-за них автобус не может встать к бордюру, люди вынуждены сходить на дорогу».
С 1 марта вступили в силу изменения в ПДД, касающиеся электросамокатов, гироскутеров, моноколёс и подобного транспорта. В частности, по пешеходным зонам и тротуарам можно ездить, только если масса СИМ не превышает 35 кг. Запрещено движение электросамокатов со скоростью выше 25 км/ч. Если человек на электросамокате мешает пешеходам, он должен двигаться с их скоростью или спешиться. В Калининграде определены места, где можно оставлять самокаты. В частности, нельзя – ближе 1 метра от края проезжей части и ближе 5 м от входа в здания. В случае нарушений кикшеринговая компания должна переместить технику в течение 4 часов или её увезут на штрафстоянку.
В требованиях для аренды прокатные фирмы указывают, что пешеход всегда имеет преимущество. На одном самокате должен ездить только один человек. Нельзя пользоваться СИМ в нетрезвом состоянии. Правила игры определены, но нарушений меньше не становится.
Даже начальник УГИБДД по области Геннадий Бубенов во время брифинга 18 сентября признал, что механизмы привлечения к ответственности по некоторым СИМ ещё не разработаны. Нет и алгоритма, чтобы измерить их скорость.
Так, 10 мая этого года в Калининграде, на Каштановой аллее, 18-летний парень на электросамокате при выезде с тротуара на проезжую часть столкнулся с «Фольксвагеном», следующим по «встречке». Юноша получил травмы. Вечером 13 июля на тротуаре около дома № 111 по Ленинскому проспекту самокат наехал на 87-летнюю женщину. Виновник ЧП удрал, а его жертва получила травмы.
Часто травмируются и сами самокатчики. Тем более, наши «дырявые» тротуары не приспособлены для движения этого транспорта. Так, 18 июля этого года на ул. Железнодорожной 34-летняя женщина на электросамокате попала в канаву на тротуаре, упала и получила травмы.
Всего в прошлом году с участием СИМ произошло 15 ДТП, пострадали 9 человек. К примеру, днём 12 марта в Светлогорске на ул. Ленина «Мазда» поворачивала налево и столкнулась с электросамокатом, который нёсся на большой скорости во встречном направлении по велодорожке. 45- летний водитель самоката (житель Вологды) отдыхал в санатории "Янтарный берег". ДТП поставило крест на отпуске. 9 июля недалеко от п. Большедорожное Багратионовского района автомобиль "Шевроле столкнулся с электросамокатом, которым управлял нетрезвый 36-летний мужчина. Тот двигался в попутном направлении, но вдруг резко повернул налево. В итоге – «скорая помощь» и госпитализация.
25 июля в Тихорецком тупике 28-летний парень налетел на «ФОЛЬКСВАГЕН PASSAT». Также госпитализирован с травмами. 25 июня на Советском проспекте электросамокат под управлением 47-летнего мужчины сшиб на тротуаре 61-летнюю женщину. Пенсионерке назначили лечение. 30 июля на Ленинском проспекте электросамокат сбил на «зебре» 77-летнюю женщину, она также травмирована. Виновник ЧП сбежал, но его разыскали.
Самое страшное, когда страдают дети. Так, вечером 17 апреля прошлого года в Калининграде, на парковке ул. А. Невского, неизвестный на электросамокате наехал на девятилетнего школьника, который выехал с тротуара на парковку на самокате. Ребёнок отправился на прогулку без взрослых - завершилась она в больнице. А 22 апреля 2022 г. на ул. Юрия Гагарина «Мерседес» под управлением 21-летнего водителя наехал на 15-летнего пешехода. Парень выехал на «зебру» под запрещающий сигнал светофора на прокатном самокате. Подросток госпитализирован.
Запрет не сработает
«Самокат удобно, если свой, особенно в жаркую погоду: доехал - не вспотел. Самокаты несут экологическую историю. Меньше людей задействуют машины - чище воздух. Интересовался у таксистов: летом меньше молодёжи пользуются такси, больше ездят на самокатах. Но согласен: безопасность нулевая. Садятся на самокат по двое-трое, жмут на газ. Мало того, что сами разобьются, ещё кого-то зацепят, - комментирует директор ДЮСШ №8 по велоспорту Геннадий Михайлов. – Не так давно ночью двое самокатчиков на пустой дороге столкнулись - смешно. Но это говорит о том, что они не контролируют движение. Запретить самокаты - не сработает. Не запретишь же их покупать. Нужно думать, как загнать их в правовые рамки. Здорово, что весной вышли новые правила. Что касается введения для самокатов номерных знаков, то это не сработает. На самокатах нет заводских номеров, как их регистрировать? (Авт.: Правительство РФ не поддержало законопроект о регистрации электросамокатов по причине того, что транспортные средства могут использовать и те, кто не является их владельцами, что затруднит возможности контроля камерами). Тем не менее, камеры «Безопасный город» помогут вычислить тех, кто нарушает. Молодежь – за самокаты. Но у нас нет условий для их проката. Есть отдельные дорожки, которые обрываются в любой момент. Нужно не просто рисовать белые линии, а стремиться к закольцованности веломаршрутов. Городские власти могут поставить запрещающие знаки, где нельзя двигаться самокатам. И ставить их в парковых зонах, на остановках – в местах плотного скопления людей. Изготовить такой знак недорого: от силы 1 тыс. руб. Нарушил – штраф! У нас же парковочные места для самокатчиков находятся на площади. Почему так? Давайте сделаем не как удобно прокатчикам, а для людей! Недавно проезжал у Центрального парка, там самокаты кучей навалены. Нужно ввести в мэрии велоотдел, чтобы контролировал ситуацию и с самокатами; анализировал: сколько нарушают, где, как передвигаются по городу. В зависимости от этого, продлевать договор прокатным фирмам или нет. Поставил машину в неположенном месте, её сразу же увёз эвакуатор. Это работает, так как есть материальная заинтересованность службы. А самокат нарушил – тут же его бросил, никто не поймает. В Европе фиксируют, когда самокат превысил скорость, выехал за пределы полосы. Помимо ужесточения правил, необходимы организационные меры: видеонаблюдение, инспектора. Чтобы от количества выписанных штрафов, у них зарплата зависела. Выехал за полосу, получи!»