Примерное время чтения: 8 минут
386

Секонд – антистресс. Калининградцы стали экономить на одежде

Еженедельник «Аргументы и Факты» №50. Аргументы и факты - Калининград 11/12/2024
Александр Мелехов / «АиФ-Калининград»

В последнее время магазины секонд-хенд открываются в Калининграде один за другим. Спрос есть: на новую одежду хватает далеко не всем. Впрочем, янтарный край давно приобрёл славу столицы секонд-хендов, ведь поставки бэушной одежды шли сюда напрямую из Европы. И модники зачастую выискивали супер-брэнды по приятным ценам не в череде итальянских распродаж, а у себя на родине среди сотен слегка поношенных моделей.

Нужда заставила

Запах секонда сложно спутать с чем-то другим. При входе в магазин крупного сетевого бренда сразу чувствуешь специфический аромат вещей после санитарной обработки. Среди стеллажей бродят немногочисленные покупатели, вяло перебирая разношерстные вешалки. Не понятно, то ли от скуки сюда зашли, то ли нужда заставила.

«Наши покупатели - самые разные люди. Чаще всего это молодёжь, студенты, пожилые люди с небольшим доходом. Все хотят найти качественные и недорогие вещи. Многие приходят к нам целенаправленно - им нужна конкретная вещь по доступной цене. Кто-то просто любит поискать что-нибудь интересное. Есть и те, кто ищет уникальные, винтажные вещи - им нравится придавать новую жизнь старым предметам. Такие покупатели часто обладают хорошим вкусом и глазом», - говорит продавец магазина Виктория.

И всё же среди покупателей подержанной одежды больше тех, кто жалуется на заметно выросшие цены. Даже здесь уже не уйдёшь с полным пакетом на пятьсот рублей, как это было раньше. Цены буквально взлетели.

«Последний год это особенно чувствуется. Мы всегда старались предлагать нашим покупателям максимально доступные цены на качественные товары с европейских складов. Но ситуация изменилась. Стоимость доставки вещей в Калининградскую область выросла в разы. Раньше нам удавалось держать цены на приемлемом уровне за счёт выгодных условий логистики, возили напрямую из Европы. После санкций нам приходится покрывать значительно больше расходов на транспортировку. Вещи поступают с российских складов. В результате мы были вынуждены повысить продажные цены практически на все товары. Футболки, брюки, пальто и другие вещи теперь обходятся нашим клиентам дороже на 20-30%», - рассказала Виктория.

Да и обновлять коллекции слишком часто уже не получается. Главное препятствие - всё та же логистика. Впрочем, акции и распродажи для секонда – тоже характерные явления. Постоянные клиенты знают, когда по срокам проходит уценка вещей. Одна из федеральных сетей даже публикует график таких акций. На стойке с самыми низкими ценниками можно подобрать вещи, которые в течение нескольких месяцев никому не приглянулись. 

Секонд-хенд отличается от комиссионного магазина именно тем, что обычные люди не сдают сюда вещи на реализацию поштучно. Товар привозят большими партиями, приобретают его на складах на вес. Отсюда и низкий ценник. Кстати, ещё одна категория постоянных клиентов магазинов подержанных вещей – перекупщики. Берут вещи за 100-200 руб., а затем продают их, выдавая за свои, на популярной торговой площадке в интернете. Конечно же, с наценкой.

К слову, после 2022 года и введения европейских санкций на ввоз бэушной одежды с территории Европы секонд-хендам предрекали мучительную смерть и опустение. Ничего такого, к счастью, не случилось. Магазины не просто не стоят пустыми, но всё время открываются новые точки.

Его Величество винтаж

Трансформация обычного шопоголизма в осознанное потребление может быть толчком к созданию собственного ресейл-проекта.

Владелица Chipi clo Мария Кораблева рассказала свою историю создания магазина.

Фото: «АиФ-Калининград»/ Из архива героя материала

«В далеком 2017-м году , я занималась относительно схожей деятельностью, возила вещи из Польши , для шоу-рума, заодно покупала много и для себя. И вот однажды, в буквальном смысле, мы с супругом вывалили на пол всю эту гору сокровищ, получилось под три метра, до потолка. Это и стало толчком для размышлений, нужно ли человеку столько про ресайкл и экологическую составляющую, про всё безумство массмаркета, переполняющее каждый дом, про погоню за сиюминутной модой, которая на самом-то деле циклична. Так мы приняли решение открыть местечко, в котором можно, грубо говоря, за дарма потешить себя нарядами и вещами, которые  многим купить не под силу. Собрали под одной крышей и отборный винтаж, и «тяжелый» люкс, архивные коллекции», - говорит Мария.

Если раньше у пары была возможность колесить по «блошкам» Берлина и Парижа, то после закрытия границ купленный когда-то там гардероб стал недоступен и нереален для 99 процентов населения. Но именно перепродажа позволяет дать главное – роскошество за доступные деньги.

«Мы никого не привлекаем, аудитория совершенно любая! Есть даже бабули и дедули с района , совершенно разные, прекрасные люди, которые любят нас, а мы их. За счет таких продаж мы не станем миллионерами, не купим новый автомобиль, но зато видим эти счастливые улыбки на лицах», - рассказывает о своих клиентах Мария.

Социальная миссия

Ещё одно ответвление в направлении бизнеса на бэушных вещах – приёмка старых вещей на реализацию, та самая легендарная советская комиссионка, или сбор одежды и обуви, ставшей ненужной, с социальным подтекстом.

В Калининграде создателем первой сети благотворительных магазинов стал предприниматель Андрей Громнюк.

Люди кладут вещи в специальные контейнеры, расставленные по городу.

«Люди отдают нам ненужные вещи. Мы их сортируем, большую часть отдаём нуждающимся социальным организациям, часть продаём, чтобы окупить расходы. Определенную часть прибыли жертвуем благотворительному центру «Верю в чудо». В следующем году наш проект отметит своё десятилетие», - рассказал Андрей.

Начиналось все с родительского шкафа и полок с одеждой от знакомых. Потом сделали объявление в церкви, что люди могут приносить вещи, которые пойдут на добрые дела. Сортировку сначала делали просто дома. А когда объёмы стали существенные, появилось понимание, что делу нужно придать системный характер. Стали искать подходящую модель, смотреть на опыт других стран. Так вышли на организацию в Германии, которая занималась подобным проектом около пятидесяти лет. Как раз в то время похожий проект открылся в Санкт-Петербурге. Решили запустить такой же в Калининграде.

Сейчас у сети девять магазинов, и все они обеспечиваются одеждой, которую отдают через контейнеры калининградцы.

Средний чек в магазине на сегодня составляет около 700 руб.

«Сложно сказать, каков портрет нашего покупателя. Есть люди, кто просто ищет что-то интересное. Хотя нельзя сказать, что цена для них не важна. Для некоторых женщин это антистресс-шоппинг, возможность купить что-то для себя и своей семьи за небольшие деньги. Есть те, кто, понимая нашу благотворительную сущность, целенаправленно идут к нам. У нас не такой большой выбор, как в сетях, зато постоянные покупатели дружат с продавцами, могут попросить отложить ту или иную вещь. Да может это и к лучшему, на огромных рейлах с одеждой устанешь искать что-то подходящее для себя», - говорит владелец сети.

Фото: «АиФ-Калининград»/ Александр Мелехов

Конкуренция с большими федеральными сетями скорее подстегивает к тому, чтобы постоянно быть в тонусе и улучшать подход к работе. «Да, наверное, в сетях выбор больше, чем у нас, и, наверное, могут быть вещи лучше, чем у нас. Потому что их везут из Европы или Англии. Но у нас есть свой покупатель, которому интересно приходить к нам», - считает Андрей Громнюк.

Кстати, по его словам, женских вещей поступает намного больше, чем мужских. Видимо, женщины склонны чаще обновлять гардероб и легче избавляются от лишнего.

Кстати
Богатые модники так же имеют свою категорию ресейлов, где продаются исключительно премиум-брэнды в отличном состоянии. Сюда можно сдать свои надоевшие сумки, туфли или костюмы от ведущих мировых дизайнеров и выручить за них несколько десятков тысяч рублей (не вспоминая, что когда-то отдал несколько сотен).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах