Пока жители области жалуются на кучи мусора на контейнерных площадках, чиновники рассказали депутатам, что делается для того, чтобы наши города стали чище, и куда в недалёком будущем будут свозить отходы.
«Узкие» места
Прошлой весной власти области объявили о запуске электронной системы по контролю за вывозом твёрдых бытовых отходов (ТБО). К этой онлайн-платформе должны подключить все районы, чтобы в режиме реального времени руководители муниципалитетов и жители могли следить за состоянием контейнерных площадок. Каждой (их в регионе больше 12 тысяч) присвоили координаты, на мусоровозах установили ГЛОНАСС-приёмники, чтобы отслеживать их передвижение. Точки, с которых мусор вывезли за последние 24 часа, светятся на карте зелёным. Там, где конь не валялся, - красным.
Министр экологии Олег Ступин доложил депутатам Заксобрания, как продвигается работа.
Советск подключили первым. Но на сегодня, по словам министра, ситуация отображается корректно только на 70 %, по трети площадок (случились перестановки контейнеров) нужны уточнения. По сути, работу пришлось начать заново. Завершить её должны за пару месяцев.
Главный показатель эффективности работы - удовлетворённость жителей качеством услуги, а вот тут есть проблемы.
Как сообщил депутат Евгений Абарюс, за последние полгода он получил 50 с лишним жалоб от жителей Советска на не вывезенный вовремя мусор.
«До работы онлайн-системы было ещё хуже, - рассказал журналисту «АиФ» депутат. - Минприроды выделило деньги муниципалитету - мы оборудовали современные площадки. Но сегодня они завалены отходами. Баки переполнены, ветер и птицы разносят мусор. Систематически, особенно в выходные, перевозчик почему-то забывает о своих обязанностях. Пытаемся разобраться в сути проблемы. На нашем кусте (Неман, Краснознаменск, Славск, Знаменск) самый маленький в области тариф на работу перевозчика по транспортировке ТБО. Если везде он 3 600 руб., то в Советске - на тысячу меньше. Частники говорят: мол, за такие деньги мы не можем себе позволить обеспечить своевременный вывоз. Провёл консультации с другими компаниями. Они говорят: «Желающих на ваш куст нет!». При том, что город дополнительно тратит 15 млн руб. на уборку площадок, Советск продолжает тонуть в мусоре. В городе появился стойкий неприятный запах. Я передал минприроды обращение от советчан по этому поводу с 300 подписями. Вероятная причина: закрылся полигон в Круглово и серьёзно увеличилась нагрузка на Барсуковку, которая находится недалеко от Советска».
Более месяца назад доступ в систему открыли и администрации Калининграда. Сотрудники минэкологии и «ЕСОО» выверили все площадки в облцентре - их оказалось почти 5 тысяч. По каждой уточнили координаты. Сейчас чиновники могут в онлайне наблюдать, вывезен ли мусор.
«В ближайшее время собираемся открыть доступ к платформе для УК, - рассказал министр. - Они смогут планировать работу дворников, принимать решение по увеличению числа контейнеров. В перспективе сделаем этот сегмент публичным для каждого жителя. К февралю-марту доступ к системе откроем для всех муниципалитетов».
Сейчас на «ЕСОО» создают операционный отдел, сотрудники которого будут в режиме 24/ 7 мониторить вывоз мусора.
«Мы не снимаем ответственности с регоператора, но хотим разграничить, где вина подрядчика, вывозящего мусор, а где - муниципалитета и УК, - рассказал Олег Ступин. - В случае если вина транспортировщика будет установлена: он не отреагировал на сигнал, то его оштрафуют. Также планируем ввести в систему оказание услуги «в любом случае» за счёт использования техники госпредприятия. В этом году «ЕСОО» получило дополнительно более 30 млн руб. Купили в лизинг 2 мусоровоза, 2 бульдозера, ожидаются поставки компактеров. Первостепенная задача мусоровозов - обслуживать площадки по раздельному сбору ТБО (их в регионе 160). Раздельный сбор полностью забираем под «ЕСОО». Дальше будем наращивать количество техники».
Полигоны переполнены
Олег Ступин сообщил, что в нынешнем виде мощностей полигонов хватит лишь до конца следующего года.
На 2024 год намечена модернизация мусоросортировочных комплексов на территории двух полигонов в Немане (Барсуковка) и в Гусеве (Жаворонково). Они становятся главными объектами области по обращению с отходами.
«В области образуется около 450 тыс. тонн твёрдых коммунальных отходов, и особо нет выбора, куда их направлять, - пояснил Ступин. - Видим очень большой прирост, в том числе за счёт туризма - около 10-20 тыс. тонн мусора ежегодно. Есть серьёзный рост по промышленным отходам. Необходимо их обезвреживать и утилизировать. И только в таком виде разрешать к захоронению».
С 2025 года в регионе вводится запрет для бизнеса на заключение прямых договоров на захоронение промотходов. Свободные мощности поделят на лоты и выставят на торги. То есть захоранивать отходы смогут те, кто за это больше заплатит, а для остальных остаётся альтернатива: обратиться к тому, кто утилизирует отходы, или купить эту услугу у организации, которая очевидно выкупит эту квоту у «ЕСОО».
Транспортники, чиновники и депутаты в один голос говорят, что тариф для регоператора нужно пересматривать, так как он не отвечает реалиям ни по стоимости оплаты труда водителей мусоровозов, ни по затратам на топливо и обслуживание спецтранспорта. Олег Ступин заявил, что стоимость оказания услуги - 4 руб. с человека в день - мало в условиях, когда идёт ежедневная борьба за качество.
«Тариф в области - 685 руб. 35 коп. С человека, если говорить по Калининграду, с учётом нормативов проживающего в мноквартирном доме - 114 руб. 23 коп, для ИЖД - 171 руб. 34 коп. В сутки это действительно - 4 и 5 руб. Не настолько весомые величины, но, тем не менее, у нас самый высокий процент роста тарифа по стране по итогам 2023 года - 116, 8 % , - пояснила руководитель Службы по тарифам Яна Бабкина. - Основные причины: рост массы образуемых отходов, изменение «плеча» доставки, в связи с этим объёма работ регоператора, большая доля расходов на транспортировку. Анализируем предыдущий год работы предприятия. Всё, что не учтено, учитывается. В последующем, когда будут результаты торгов (Авт.: на перевозку на 2024 год), эти затраты заложат в тариф. То, что отторговано на 2024-й, будет учтено в тарифе 2026 года».
«Считаю, власти зашли в тупик, - говорит эксперт по вопросам ЖКХ Сергей Шерстюк. - Всё, что они предлагают, для нашей области не подходит. Вывозить отходы некуда, полигоны строить негде, утилизация будет нерентабельной, т. к. больше 50 % мусора - органика. Население к раздельному сбору не готово, а повысят тариф - из принципа не будет этим заниматься. Нужен мусоросжигательный завод, который будет перерабатывать отходы в энергию. Ситуация с логистикой сложная, перебои с газом вероятны. Считаю, нам необходимо с электростанций, работающих на газе, перейти на собственные источники энергии. Бурого угля, как у поляков, у нас нет; торф жечь нерентабельно. Нужно делать ставку на отходы. Не строить под них новые полигоны, а вывозить в одно место и жечь. Губернатор Георгий Боос в своё время даже место под завод нашёл: недалеко от ТЭЦ-2. Технологии по строительству завода есть. Экология не нарушится. Строительство могло бы вестись на государственные деньги, а потом эти затраты окупятся. Почему это не делается? По одной из версий, потому что мы войдём в противоречие с Интер РАО. Но все остальные способы ведут к бесконечному повышению тарифа для населения».