Рынок продаж и покупки франшиз имеет свою сезонность. Но в отличие от многих сфер бизнеса сезоны здесь растянуты и не так сильно выражены. Например, пиковый интерес будущих предпринимателей ежегодно отмечается осенью. По данным каталога франшиз Businessmens.ru, ежегодно в период с сентября по ноябрь количество заявок на покупку франшиз вырастает в среднем на 30%. В декабре и январе наблюдается небольшой спад из-за новогодних выходных. Но уровень держится выше среднего за год. С конца января по апрель идёт вторая волна роста интереса от потенциальной аудитории.
Единственным годом, не подпадающим под данную статистику, стал пандемийный 2020-ый. Из-за неожиданных мер самоизоляции в апреле уровень спроса во франчайзинге упал более чем на 40%. А летом, наоборот, наблюдался рост, хотя в стандартных ситуациях именно с конца мая до начала августа уровень падает до самых низких отметок. Причины кроются в отпусках, которые большинство планируют именно на тёплое время года, тогда желающих начать бизнес становится на 15% меньше.
В 2021 году сезонная статистика подтверждается, но с поправками на прошлый год. Дело в том, что вторая половина 2020-го стала для франчайзинга успешной. Как отмечает основатель каталога Юрий Богомолов, осенью спрос не только вернулся к допандемийным показателям, но и вырос более чем на треть по отношению к 2019-ому году, благодаря увеличению аудитории онлайна и растущим рискам формата «бизнес с нуля». 2021-ый год стартовал сразу с высоких показателей спроса, которые сформировались в кризисное время. Сейчас же рынок стабилизировался, поэтому идёт спад, усиленный сезоном отпусков. Уже в августе ожидается плановый рост.
В связи с летним падением спроса на франшизы, многие компании приостанавливают активную рекламу, тратят меньше денег на директ, не продвигаются на крупных ресурсах. Однако именно лето наиболее выгодно с точки зрения выбора франшизы для будущего бизнеса. Стратегию «пережидания» выбирает только часть компаний. Другие же, понимая, что при бездействии конкурентов смогут отвоевать себе часть рынка, наоборот вкладываются в рекламу и формируют специальные летние акции для стимулирования продаж. Это и скидки на паушальный взнос, и другие выгоды.
Этим нужно пользоваться. Уже с осени, когда начнётся сезон, необходимость в акциях у фирм отпадёт. Также нужно помнить, что процесс покупки франшизы не быстрый. От момента знакомства до старта работы может пройти как неделя, так и несколько месяцев. А ещё нужно выделять время на запуск и набор первых клиентов. То есть, тем, кто рассчитывает получить результат уже в этом году, ждать осени и тем более зимы не рекомендуют.
ИП Богомолов Юрий Александрович
ОГРНИП 315169000030181
Офис: г. Казань, пр. Ямашева, дом 33Б, 420066