Власти города взялись за гаражи. Выяснилось, что официально оформлены всего лишь 11 333, тогда как «незарегистрированных» гораздо больше. Чего ждать их владельцам?
В реестре не числятся
С января прошлого года и по февраль нынешнего Комитет территориального развития и строительства мэрии проводил инвентаризацию объектов на территориях гаражных объединений. Большинство построек - 1970 - 2005 годов. Некоторые из них поставлены на кадастровый учёт без координат границ либо значатся как здания или сооружения. Навести порядок в учёте стало проблемой, ведь в органах государственного кадастрового учёта недвижимости и регистрации прав, а также органах местного самоуправления сведения о значительной части гаражей отсутствуют.
«Количество неоформленных объектов в гаражных обществах Калининграда может составлять порядка 20 тысяч. Такие данные мы получили после внедрения в цифровой дежурный план города сведений ортофотопланов (это цифровое изображение местности, созданное по перекрывающимся исходным фотоснимкам. - Авт.). Фактически, с точки зрения гражданского законодательства, не определены собственники объектов гаражного назначения и участков под ними, в бюджеты разного уровня не поступают доходы в виде арендной платы, земельного налога и налога на имущество физлиц. Не установлены ответственные за содержание и эксплуатацию объектов недвижимости, а это вопрос безопасности, в том числе противопожарной. Пора системно отрегулировать вопросы правового положения и деятельности гаражных обществ, оформить права на недвижимость», - сообщил председатель комитета территориального развития и строительства горадминистрации Артур Крупин.
Большинство гаражных обществ в облцентре строили как кооперативы.
«Помню, за гараж на ул. Менделеева я внёс в своё время порядка 1500 руб. По «советским» деньгам - много, - рассказывает член кооператива Сергей Куров. - Когда общество построили, всем вручили ключи, но никаких документов не выдавали. Сейчас я плачу за гараж примерно
2 500 руб. членских взносов в год. Каких-либо бумаг, подтверждающих, что я владелец, нет. Пару лет назад по нашему обществу ходили какие-то люди и предлагали за деньги посодействовать в оформлении построек в собственность. Но я этим не занимался».
По словам моего собеседника, сейчас в его обществе совсем немного тех, кто ставит в гаражи транспортные средства. Многие используют их для хранения разного хлама. А кое-кто организовал за закрытыми воротами подпольный автосервис.
Расчищают территорию?
Навести порядок в этой теме давно пора, но вот пойдёт ли это людям на пользу?
«В обществах ещё есть порядок, но у нас много одиночных гаражей в центре города. Как они там образовались? Всё идёт к тому, чтобы «поместить» и гаражи, и дачные постройки под один колпак, чтобы государство видело, чем владеет каждый человек, и впоследствии могло получать налоги. У меня в обществе «Сигнал» уже давно висит объявление, что через год-два будет меняться законодательство и надо решать вопрос с приватизацией гаражей», - говорит председатель общества защиты прав автомобилистов Георгий Румянцев.
Для оформления имущества в собственность обращайтесь к председателю своего кооператива. Он подскажет, какой пакет документов нужно собрать для подачи в Росреестр или МФЦ.
Некоторые горожане уверены, что власти взялись за гаражные общества не просто так: потребовалось высвободить новые территории под застройку.
«Ещё года два назад я столкнулся с проблемой: даже в обществах людям ставят палки в колёса при оформлении гаражей в собственность, - рассказал юрист по вопросам недвижимости Денис Кривдин. - Там, где срок аренды земли заканчивается, например в 2023 году, людям просто не дают ничего сделать. А пока время идёт, депутаты горсовета Калининграда принимают изменения в Правила землепользования и застройки - и, глядь, это уже не зона под гаражное общество, а зона под застройку. Соответственно, гаражному обществу аренду на землю не продлят и его снесут, выплатив минимальные компенсации. И то лишь тем, у кого на руках документы, подтверждающие право собственности. Тех, у кого таких документов нет, рано или поздно ждут серьёзные проблемы».
Членские книжки у участников кооператива - не документ, подтверждающий право владения гаражом, даже если вы платите за него взносы много лет. Право владения подтверждает либо регистрационное удостоверение БТИ (если гараж был оформлен до 1999 г.), либо свидетельство о регистрации, выданное в Росреестре.