Примерное время чтения: 4 минуты
1316

«Эмоции материальны». Иконописец о том, как превратить искусство в веру

Андрей Курков получил благословение на роспись главного собора Калининграда у Патриарха Кирилла.
Андрей Курков получил благословение на роспись главного собора Калининграда у Патриарха Кирилла. / Станислав Ломакин / АиФ

В Кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде закончили роспись северо-восточной части помещения. Год над фресками работала команда из пяти столичных художников и 25 калининградских. Руководил монументальным творением иконописец и реставратор Андрей Курков. О секретах мастерства, источниках для вдохновения и отношении к жизни с мастером побеседовал журналист «АиФ-Калининград».

Райская работа

Задача перед мастерами стояла сложная: максимально раскрыть тему Христа, принявшего мучительную смерть ради спасения мира. На сводах собора - более сорока многофигурных композиций, изображающих страстной цикл - трагические события последней недели земной жизни Спасителя.

В цветовой гамме преобладают торжественный багряный и бирюзовый. Как объясняет Андрей Курков, это соответствует традиции византийского и древнерусского искусства. Похожая роспись - в одноимённом московском соборе, что символично. Выбор краски тоже обусловлен сложившимися ещё в девятнадцатом столетии традициями. Они сочные, яркие и очень удобны в работе: при необходимости их можно легко стереть и нанести новое изображение. К слову, оно многослойное. Краски накладывают в восемь слоёв, а затем покрывают фреску лаком.

По словам иконописца, роспись храма требует колоссальной мобилизации сил и сосредоточенности. От многочасовой работы на лесах сильно устаёшь, но при этом необходимо сохранять в себе «высокую радость», ведь эмоция художника материальна. Если он «расцвечивал» храм в состоянии подавленности и раздражения, те же чувства обязательно ощутят прихожане.

«Мне случалось бывать в таких храмах, где веет печалью, - говорит иконописец, - и выяснялось, что художник работал в состоянии глубокого негатива».

Ответственной, но почётной работы по росписи храма удостаивается далеко не каждый иконописец. Необходимо благословение. Андрей Курков получил его у самого Патриарха Кирилла.

«Мне часто приходится слышать,  мол, до чего же у вас адская работа. Почему же адская? Райская!»,  - улыбается мастер.

Важнее тщеславия

Роспись Кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде - далеко не первая монументальная работа в жизни Андрея Куркова. Он украшал храмы во всех уголках страны. Из последних и самых значимых творений - роспись Спасо-Преображенского собора, Николо-Угрешского монастыря в Подмосковье. Каждый раз, приступая к новой работе, художник испытывает страх и радость. Давнишний выпускник отделения реставрации и монументальной живописи легендарной Строгановки каждый раз заново переживает ощущение, что ничего не умеет, не знает.

«Первый урок философского отношения к искусству, - рассказывает Андрей, - жизнь преподнесла мне в пять лет. В родной подмосковной Электростали проводили конкурс детского рисунка на асфальте. Я тогда не расставался с альбомами по изобразительному искусству, был влюблён в творчество Андрея Рублёва и Феофана Грека и нарисовал собор Покрова-на-Нерли. Был уверен, первая премия достанется мне, однако приз ушёл к ребятам постарше, изобразившим сюжеты на «рейтинговые» темы «Ленин, партия, комсомол». Тогда я впервые понял: творческий процесс важней тщеславия».

В дальнейшем Андрей не раз получал подтверждения сказанному. В частности, в художественной школе в Москве, куда поступил в 11 лет. Школа располагалась в Лаврушинском переулке, в окно был виден Кремль. А через дорогу - Третьяковская галерея. Мальчик часто наведывался туда, открывая для себя шедевры русского искусства.

«Именно в те годы, - вспоминает живописец, - я испытал подлинный восторг, увидев «Троицу» Рублёва в оригинале. Когда затягивает рутина, я вспоминаю те счастливые моменты. И сейчас: смотришь на «Троицу» и чувствуешь способность противостоять агрессии этого мира. Те же эмоции я испытываю в процессе творчества».

Сейчас в храме монтируют строительные леса для росписи северо-западной стороны, где будут изображены Рождество, Введение во храм и Успение Пресвятой Богородицы. Художник продолжит расписывать собор.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах