Автохолдинг «Автотор» - одно из градообразующих предприятий Калининградской области – постепенно возвращается в активную фазу деятельности. У компании теперь другие ориентиры и иные приоритеты. Пока в полной степени на производство не удалось вернуть всех сотрудников – до кризисных событий их было больше 3 тысяч человек. Что теперь будет производить калининградский автогигант?
Местный электромобиль
«Автоторе» - крупнейшее российское автосборочное предприятие в Калининграде, которое начало работу в 1996 году. Завод первым в России начал выпуск автомобилей иностранных брендов. До 2022 года на предприятии выпускались легковые автомобили таких автогигантов, как BMW, KIA, Hyundai, а также коммерческие автомобили Hyundai, Ford Cargo.
Сейчас на «Автоторе» собирают автомобили трех китайских брендов: Kaiyi, BAIC и SWM и планируют произвести в 2023 году не менее 70 тыс. автомобилей.
На прошлой неделе журналистов пригласили на массовый пресс-тур, в котором приняли участие представители местных и федеральных СМИ. Говорили о планах и перспективах, о том, что будут производить и к чему планируют прийти в итоге. По итогам прошлого года в бюджеты всех уровней предприятие заплатило порядка 87 млрд руб. налогов, после запуска на полную мощность с учётом всех представленных инвестиционных проектов эта цифра может увеличиться примерно на 60%.
Полный комплекс предприятий может быть запущен в 2025 году. Принципиальное отличие от всего предыдущего периода – кластер включает в себя комплекс производств автомобилестроения. Планируется запустить завод по производству компрессоров системы кондиционирования, завод по производству кузовной арматуры, производство малых электрических приводов, завод пластиковых деталей, литейно-механический завод, завод электродвигателей, предприятия по производству силовой электроники, завод аккумуляторов, завод компактных элеткромобилей, завод автокомпонентов и завод роботизированной техники. В проекты планируют вливать миллиардные инвестиции и увеличить количество рабочих мест в области ориентировочно до 4500 человек.
Основная тема, с которой сейчас работают калининградские производители – разработка местного электромобиля. В целом ориентация на электротранспорт может стать трендом на ближайшие несколько лет.
«Основная задача, которую мы для себя ставим, - снижение цены для конечного потребителя. Все внешние панели нового вида транспорта будут пластиковыми, туда будет ставиться наш электродвигатель, наша батарея. И самое главное: все элементы подвески мы стараемся унифицировать с «Автовазом». В результате выйдет стопроцентно локализованный российский электромобиль», - рассказал на встрече руководитель инновационно-технологического центра автомобильного холдинга Владимир Чапля.
В настоящее время разрабатываются дизайн и технические параметры первого калининградского электромобиля. Над дизайном работает западная компания, над разработкой «начинки» - подвеской и силовой установкой – Московский Политех. Ориентировочно, электромобиль с установленной батареей мощностью 27 кВт⋅ч сможет развивать скорость до 105 км/ч. Все данные и технические характеристики представят осенью.
Силовая батарея – этот компонент электромобиля может изначально не входить в комплектацию, так как сильно повышает цену транспортного средства.
«Мы отрабатываем вопрос, чтобы человек при покупке автомобиля батарею не оплачивал, а брал в аренду. И чтобы у него вообще головная боль с этой батареей ушла. Потому что 30-40 процентов некоторых электромобилей – это стоимость батареи. Человек покупает автомобиль и тут же заключает договор на аренду этого компонента. Если владелец не ездит, то может вернуть батарею на станцию», - пояснил Владимир Чапля.
Для того, чтобы окончательно пересадить калининградцев на электрический транспорт, холдинг начал разработку пилотной программы ремоторизации транспорта с двигателями внутреннего сгорания.
«Рынок электромобилей растёт очень сильно. И не потому , что это определяет производитель; на ситуацию влияет стоимость потребления, цена запчастей, которая в среднем выросла на 30%. Соответственно, содержать автомобиль, который находится в эксплуатации более десяти лет, становится накладно. Ремоторизация –программа, которая позволяет автомобили, уже находящиеся в эксплуатации, перевести на электрическую установку и продолжить использовать. Решается сразу две задачи – продление срока службы тех элементов, которые находятся в удовлетворительном состоянии, и переход на электрическую силовую установку. Стоимость эксплуатации упадет в разы», - сообщил вице-президент «Автотор Холдинг» Дмитрий Чемакин.
Впрочем, пока у темы много «стопоров» для развития. Примерно известна стоимость работ по ремоторизации – около 100 тыс. руб. для одного автомобиля. При этом цену самого комплекта пока не называют. По словам Чемакина, производители ищут возможности удешевить проект. В настоящее время цена не настолько низкая, чтобы быть интересной рынку. Рассматривается возможность реализации комплектов в лизинг. Оценка имеющихся в области автомобилей и их состояния дает примерную цифру в 100 000 машин, к которым можно будет применить ремоторизацию. Возможность зависит от состояния трансмиссии и кузова. Речь идет в основном о машинах моложе 2010 года выпуска.
Еще одним барьером на пути к активной электрификации калининградского транспорта может стать повсеместное отсутствие баз для зарядки.
«Китайцы» конкурируют с «китайцами»
Относительно более привычных автомобилей на бензине и дизеле, то, по прогнозам экспертов, 66% доли российского авторынка займут в ближайшее время «китайцы». При выборе новых партнёров для сотрудничества «Автотору» пришлось учитывать ошибки прошлого.
«Мы столкнулись с тем, что политика автопрома в стране была выбрана неправильно. Мы ударились в привлечение достаточно глобальных мировых партнёров, которые сюда пришли с идеей, что вместе с ними мы выйдем на их же уровень компетентности. И в одночасье мы лишись работы! 3070 человек в июле прошлого года! Мы «доели» все остатки и прекратили производство, - говорит председатель совета директоров «Автотора» Валерий Горбунов. – И сейчас мы пошли в дружественные страны, сами поставили условия для тех, с кем будем работать. Первое – мы должны работать с теми, кто готов переходить на полнопрофильное производство. То есть чтобы в перспективе мы могли ставить на производство автомобили, начиная от «металла» и заканчивая его готовым выходом. Второе – мы обязательно работаем с теми партнерами, которые полностью поддерживают организацию локального производства комплектующих, чтобы мы не сто процентов везли всё из КНР. Третье – наши партнеры должны обладать компетенцией в области электродвижения. Четвертое – до тех пор, пока мы находимся в любой степени переговоров и не подписали документы, ничего ни одна из сторон не комментирует. В настоящее время «Автотор» ставит на производство автомобили трёх китайских брендов. До конца года предприятие будет выпускать 20 различных моделей, с планируемой нормой выпуска 70 000 автомобилей в год. На следующий год мы ставим планку не меньше 100 000 машин в год. В месяц у нас есть мощности на производство 14-15 тысяч, но рынок ещё не способен принять такое количество. Кроме того, такое резкое развитие производства не обеспечено логистикой».
Что же до старых партнеров, с которыми пришлось разорвать отношения, речь, в первую очередь, речь идет о BMW, Кia и Hyundai, калининградский автогигант готов вновь принять их в свое лоно, если когда-нибудь это позволит сделать международная ситуация.
«Мы открыты, мощности позволяют. Конечно, мы с удовольствием примем их. Мы же не прекратили общаться. Они все высказывают искреннее сожаление, что государства создали такую обстановку. А люди считают потерей российский рынок. Некоторые в этом смысле чуть-чуть теплее, кто-то строже. Но мы готовы, если это всё закончится», - заявил Горбунов.