Примерное время чтения: 11 минут
406

От стресса - в горы. Калининградец в одиночку совершил полугодовой велотур

Алексей Самбуров провел в велопутешествии полгода.
Алексей Самбуров провел в велопутешествии полгода. Из личного архива Алексея Самбурова

Калининградец Алексей Самбуров  проехал на велосипеде 18,5 тысяч километров по бывшему СССР с запада на восток. Ради этого путешествия он бросил хорошую работу и продал машину. Но, судя по всему, оно того стоило. С путешественником побеседовал журналист «АиФ-Калининград».

Киргизские «шумахеры»

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Бросить всё и поехать в дикие края решится не каждый. Как отреагировали на работе, когда вы, директор по логистике, объявили, что отправляетесь в полугодовой велотур?

Алексей Самбуров: - Начальник сказал: «Поездка? Здорово! Но кто за тебя будет работать полгода?» Пришлось уволиться. Очень сильно хотелось в путешествие. С бывшими коллегами сохранились хорошие отношения. Я два года проработал в этой компании. А до этого десять лет трудился в одной крупной фирме в Москве, дослужился там до директора по производству. Потом по семейным обстоятельствам переехал в Калининград.

- Решение отправиться в большой велотур было спонтанным?

- Давно мечтал о такой поездке, но не решался. А тут навалилось столько проблем разом! Это и подтолкнуло:  решил сделать перезагрузку. Продал машину. На путешествие ушло в общей сложности более 150 тысяч рублей.

Одни считают, что я - бездельник. Другие по-хорошему завидуют. У людей разные убеждения, стереотипы. А мне это путешествие было необходимо. Бывают же у людей кризисы. Ну и у меня случился небольшой. Нужно было срочно что-то менять. Меня это путешествие изменило. Во-первых, избавился от стресса. По-другому стал смотреть на некоторые вещи. Ценить каждый прожитый день. Строить планы на перспективу, конечно, важно. Но не менее важно проживать каждый момент, наслаждаться этим, а не откладывать счастье на будущее, на отпуск, который будет через полгода.

- Родные-то вас поняли?

- У меня родители, брат и сестра. Им не привыкать. Я с 17 лет туризмом увлекаюсь. Каждый отпуск - то в горы, то еще куда-нибудь. Но на полгода уезжать раньше не отваживался. Сестра, когда узнала о поездке, сказала, что я - сумасшедший. Но потом родные стали следить за моими постами в сети и изменили мнение. Она привезла ноутбук в деревню к отцу, он тоже проникся.

Маршрут путешествия. Фото: Из личного архива Алексея Самбурова

- Раньше вы больше путешествовали на велосипеде по Европе. Но для большого своего тура выбрали маршрут по бывшим советским республикам. Почему?

- Инфраструктуры для велосипедистов на большей части территории никакой. Но иностранцы, кстати, сюда за этим и едут, - за экстримом и дикой природой. Хотелось и Россию посмотреть, и Азию - это потрясающая природа, горы Памира.

Собрал в рюкзак котелок, зажигалку, палатку, спальник, «мыльно-рыльные» принадлежности и поехал. Сначала через Литву, Латвию и запад России. Но самое интересное началось в Азии.

В Таджикистане 90% территории - высокогорье. Живут таджики, памирцы. Последние - уникальный горный народ. На азиатов совсем не похожи, среди них даже попадаются голубоглазые блондины.

Больше всего Алексею понравилось в Азии. Фото: Из личного архива Алексея Самбурова

В Азии разные народности, живущие рядом, могут враждовать друг с другом, но к россиянам относятся очень тепло. Люди здесь очень любопытные, в отличие от россиян. Стоит остановиться – тут же набегут, окружат, начинают спрашивать:  кто, откуда, зачем еду? Остановишься, чтобы пообедать в кафе, и тут покоя не дают: человек пять обязательно подойдут с расспросами. Очень гостеприимные. Предлагали мне ночлег, ужин. К примеру, в Узбекистане, под перевалом в Ферганской долине я искал подъем. Было уже темно, по дороге сплошные обрывы. Вижу, идет мужчина. Пригласил к себе переночевать. У него летний домик, пасека. Пятеро детей спят под навесом. Печка для готовки - на улице, все удобства - там же. Но люди довольны жизнью.

Здесь до сих пор хорошо ощущается, что когда-то был Советский Союз. Те же типовые школы, больницы, линии электропередач. Довольно неплохие, особенно в Казахстане и Киргизии, дороги. Чувствуется, что когда-то во все это вкладывались огромные деньги. Люди старшего возраста еще говорят по-русски и с благодарностью вспоминают Советский Союз. Молодежь его уже не знает, и по-русски говорит с трудом или вообще его не знает.

Эмоций от путешествия хватит надолго. Фото: Из личного архива Алексея Самбурова

- Какие красоты природы больше всего запомнились?

- Памирские семитысячники. Это высокие скалы, дорога извивается вдоль ущелья, за каждым поворотом - новые пейзажи. Ледники, снежники, реки, водопады. В Таджикистане есть дикие горные горячие источники. В них можно расслабиться, полежать. Там же - красивейшее озеро Искандеркуль на высоте 2,5 тысяч метро. Его цвет, в зависимости от освещения и глубины, меняется от ярко-бирюзового до темно-зеленого. Очень глубокое. Место не «распиаренное», но очень ценится знатоками, туда едет много туристов. Есть дома отдыха и дача Эмомали Рахмона, президента Таджикистана.

В Киргизии горы чуть пониже. Но в природе - просто буйство красок. Цвета яркие, насыщенные. Зеленые склоны гор и заснеженные вершины, цветущие луга, наполненные чарующими запахами трав! Порой кажется, что ты в сказке или в другом мире. Люди отзывчивые и веселые, но когда садятся за руль - перевоплощаются! Самое ужасное вождение я повстречал там. Водители меня упорно не замечали. Киргизские «шумахеры» несколько раз покушались на мою жизнь. Один подрезал. Я успел затормозить, упал перед машиной. Он даже не вышел, не поинтересовался - все ли в порядке.

- В 2014 году в России под Иваново пьяный водитель сбил известного американского велопутешественника. Об этом написали все СМИ. Не боялись рисковать после такого? 

- Таких случаев действительно много. В Сибири, за Иркутском автомобилисты довольно резкие. Гонщики еще те. Могут попутно крикнуть что-нибудь нецензурное в форточку. Я как-то под Хабаровском ехал по выделенной линии для автобуса, где легковушки ездить не должны. Автомобилист захотел обогнать машину справа, а тут - я. Ему это не понравилось. Обложил меня трехэтажным матом.

- Иностранцев в пути встречали? Какие у них впечатления?

- Их много на бывшем постсоветском пространстве. В Худжанде (Таджикистан) в хостеле общался с канадцем через гугл-переводчик, потому что английский у меня слабоват. Памирский тракт считается одной из красивейших дорог мира и меккой велотуризма. Канадец на этот раз путешествовал пешком. А два года назад ездил с друзьями на велосипедах из Таллина в Пекин через Россию. Удивило, что русские начинали пить уже в обед. Он переживал, что и его споят. Но в целом ему понравилось всё, особенно природа.

В Улан-Удэ я встретился с коренным жителем Лондона. Его, как и всех, поражают масштабы нашей страны и доброжелательность людей.

- В азиатских республиках бывшего Союза все очень дешево…

- В Таджикистане уровень жизни низкий, и цены такие же.  Там я ел только в кафе. Шикарный обед выходил в 100 - 150 рублей на наши деньги. На первое там обычно идет лагман или шорпо, на второе - тушеное мясо в казане. Чай везде бесплатно, сколько хочешь. Все местные продукты в Таджикистане наполовину дешевле, чем, например, в Калининграде. Номер в гостинице на берегу Искандеркуля мне обошелся в 50 сомони в сутки (350 рублей). Сложность в том, что в Таджикистане не хватает своих овощей - фруктов. Много привозных - из Киргизии и Узбекистана. В последнем фрукты - овощи стоят копейки. Клубнику я там в сезон покупал по 35 рублей за килограмм. Зато с курсом местной валюты там происходят какие-то чудеса: если менять в банке, выходит 4 тысяч сумов за доллар, на рынке - 8 тысяч сумов за тот же доллар. Целая семья узбеков может спокойно жить месяц на 200 долларов, которые присылают им работающие родственники из России. В Киргизии уровень жизни повыше, но и соответственно в кафе обходится минимум в 200-300 рублей.

- Какие места были самые безлюдные и опасные?

- Самые безлюдные - Забайкальский край, 110-й автозимник. Эту дорогу проложили в 70-х годах прошлого века. Она соединяла БАМ с Транссибом. Сейчас ее не используют. Разве что раз в неделю проедут «Уралы» на нефритовые месторождения. Там глухая тайга. Я по ней два дня шел пешком - на велосипеде проехать невозможно.

Давно хотел посмотреть на БАМ. Ее проложили в глухой тайге, где даже наземную геодезическую разведку  невозможно было сделать. Осуществляли ее с самолета, потом пробивали тоннели через сопки... Хотел почувствовать дух тайги, дух комсомольских строек. Он до сих пор там витает. Всюду стоят монументы «БАМ – народу», «Даёшь БАМ!». Такой советский колорит. 

 

В диких степях Забайкалья

- Вы не только решили получить впечатления, но и помочь фонду «Подари жизнь»?

- Я и раньше фонду деньги перечислял. Знаю, что пойдут по назначению. Во время поездки удалось собрать 65 тысяч, а сейчас на счету уже более 90. Проект «Велопробег Калининград - Владивосток 2017» будет работать до конца года, можно перечислять средства.

У меня личное убеждение, что нужно помогать людям. Тем более детям. Если мы не будем помогать друг другу, вымрем, как мамонты. Я много путешествовал по Кавказу. Что меня поражает: у них нет домов престарелых и детдомов. Они заботятся о своих стариках и детях. Даже чужого ребенка вырастят и дадут путь в жизнь. Мы, русских, к сожалению, это чувство утратили. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах