Тема доступной среды в городском пространстве остаётся актуальной даже несмотря на то, что в последнее время многое делается с точки зрения повышения уровня комфорта для маломобильных групп населения. Особенно сложно решаются вопросы частного порядка. На примере истории калининградца Дмитрия Королецкого, с которым познакомилась журналистка «АиФ-Калининград», можно увидеть, насколько неповоротлива система по отношению к людям с ограниченными физическими возможностями.
Нет лимитов – нет пандуса
Дмитрий Королецкий с 1998 года живёт в хрущёвке в Ленинградском районе. Хоть и первый этаж, но даже семь ступенек, ведущие вниз, ему приходится преодолевать с большим трудом. Спасает то, что Дмитрий хоть немного может ходить самостоятельно. Ведь за всё время проживания человека с ограниченной мобильностью в этом доме никто так и не позаботился о том, чтобы установить пандус, по которому удобно спускаться на коляске.
Активности 48-летнего Дмитрия можно позавидовать. Инвалид детства, страдающей ДЦП в серьёзной форме, наш герой не опустил рук, с отличием окончил школу, филологический факультет калининградского университета, работал журналистом, филологом, сейчас является сотрудником Института развития образования. Всё это очень напоминает обычную жизнь, за исключением того, что каждый шаг из-за ограниченной мобильности Дмитрию и его супруге Иветте приходится продумывать до мельчайших деталей.
«Забот у нас прибавилось после того, как в мае фонд соцстраха выделил Дмитрию дорогую коляску с электроприводом. Ранее он передвигался на обычной инвалидной коляске, которая весит около 12 килограмм. Её спускать по лестнице было не очень сложно. А Дима осторожно, медленно, делал несколько шагов по ступенькам самостоятельно, крепко держась за перила. Новая коляска, конечно же, более удобна для самостоятельного передвижения. Но весит она около 50 килограмм, и тут мне одной справиться с ней не под силу», - рассказывает Иветта Королецкая.
Из-за того, что лестничные пролёты в доме времён хрущёвской оттепели довольно узкие, смонтировать здесь стационарный пандус возможности нет. А вот мобильный вариант при желании установить возможно.
Супруги направили запрос в областное министерство соцполитики с просьбой наконец установить пандус в подъезде, где проживает человек с инвалидностью. Полученный ответ Королецких не порадовал.
«В связи с тем, что лимиты финансовых средств на оплату ТСР в 2022 году исчерпаны, Вы будете включены в реестр получателей ТСР на следующий финансовый год в соответствии с очерёдностью подачи заявления», - сообщалось в направленном в адрес заявителя письме.
Казалось бы, ну что особенного в таком ответе. Стойте в очереди, ждите, будут деньги – сделают пандус. Однако почему лимиты на технические средства реабилитации для людей с инвалидностью выделаются в таком объеме, что их хватает только на половину года? И второе – если представить, что у человека вообще нет возможности покидать квартиру, кроме как по пандусу, ему предлагается несколько месяцев сидеть в четырёх стенах, как нечто естественное. Как с этим быть? Чиновники минсоца согласились бы провести в квартире год-другой своей жизни?
Условная доступность
Иветта Королецкая – женщина с техническим складом ума. Пока нет пандуса, она спускает тяжеленную коляску по доскам. Сделать это с человеком в ней было бы не возможно.
«Если спустить ее сама я еще могу, то поднять наверх – обязательно нужны помощники. При подъёме только сердобольные соседи выручают. Причем, нужно два мужчины. Если мужчина только один, уже очень сложно», - говорит жена Дмитрия.
Супруги не опускают рук и каждый факт отсутствия доступной среды где-либо стараются придать огласке. Помимо писем во все необходимые инстанции Дмитрий, как блогер, описывает ситуацию с доступностью разных городских учреждениях на своей странице ВКонтакте. И всегда охотно откликается на приглашения поучаствовать в экспертизе тех или иных объектов.
«Директор СК «Янтарный» приглашала меня для того, чтобы провести мониторинг организации доступности в спорткомлексе. Я был одним из первых, кто начал ходить на волейбольные матчи. У них есть подъемник, но работает он пока не слишком хорошо. И ребята просто заносили меня в зал на руках. А сейчас нас, людей на колясках, на матчи ходит всё больше, и для волонтёров уже не так просто всех перетаскать», - рассказывает Дмитрий.
Ещё одна проблема – поездки на море. Государство выдает людям с ограниченной мобильностью шесть талонов в месяц на использование социального такси с подъемником. Каждый талон действует 30 минут. Поездка на побережье обычно «съедает» четыре талона – два в одну сторону и два в другую. Поехать на обычной электричке или автобусе возможности нет. Транспорт в Калининградской области не приспособлен для проезда людей на колясках. Социальное такси нужно бронировать примерно за месяц. А кто знает, какая там погода будет через месяц. Вот и приходится подстраиваться под обстоятельства. Особенно тем, у кого нет личного автомобиля.
О состоянии тротуаров в Калининграде не говорил только ленивый. Например, проехать самостоятельно из дома по ул. Горького до парка «Юность», даже на дорогой электроколяске, практически не возможно – тротуары сильно разбиты, во многих местах высокие съезды. Однажды Дмитрий вообще застрял посреди проезжей части, когда колеса попали в щели булыжной мостовой на ул. Тельмана.
«Получается, что даже при наличии современного средства реабилитации в виде электрической коляски нам часто требуется помощь людей, зачастую физически сильных, - говорит Иветта. – А это не правильно».
Дмитрий планирует создать сообщество ВКонтакте, где все люди могли бы делиться информацией по поводу доступной среды в Калининградской области. Такой обмен видением между обычными жителями, властью, бизнесом, блогерами, журналистами, на его взгляд, будет полезен для решения конкретных проблем.
«Доступная среда нужна не только инвалидам – она нужна всем, - говорит Дмитрий. – И людям на колясках, и мамам с маленькими детьми, и пожилым, и передвигающимся на велосипедах и самокатах».