Все «прорехи» давно известны. Вот только ничего не меняется десятилетиями: пить воду из крана нельзя, а оплачивать из своего кармана недоработки властей очень даже можно.
За километр - к источнику
На ул. Шоссейной пос. Озерки Гвардейского района вообще нет питьевой воды: ни хорошей, ни плохой. Как рассказал местный житель Александр Гамов, прошлой осенью при прокладке дренажного канала железнодорожники завалили общественный колодец. С тех пор люди вынуждены ходить к ближайшему источнику за километр. Таскают воду бидонами, собирают дождевую воду. И это в XXI веке!
У Натальи Самовой четверо детей. Супруг привозит от родных пять вёдер воды, хватает на две недели: на питьё и еду.
«Чтобы постираться, помыться, влезли в кредит, – вздыхает хозяйка. – Взяли 100 тыс. руб., пробурили скважину. Когда при советской власти коммуникации проводили, до нашей улицы очередь не дошла. С тех пор так и живём. Экономим каждую каплю».
Александр Петрович показывает тонущие в грязи обочины дороги.
«Федеральная трасса, – уточняет он. – К ЧМ «кинули» новый асфальт, а про водоотводы забыли. Железную дорогу тоже затапливало. Когда дренаж делали, мы просили обогнуть колодец, но нас не услышали. Обращались к местным депутатам с просьбой пробурить скважину – бесполезно. Собираюсь писать в Москву. Может, власти пошевелятся?!».
По словам замдиректора МУП МО Гвардейского округа «Чистая вода» Анны Бураковой, виноваты сами жители: не подали заявку на получение техусловий на подключение к системе централизованного водоснабжения (жильцы об этом предложении даже и не слышали. – Ред.). Есть другой вариант – организовать подвоз воды. Но в этом случае жители должны сами найти и поставить ёмкость для питья!
«Ничего жители не должны, – говорит руководитель рабочей группы региональной общественной палаты по тарифам и услугам ЖКХ Сергей Шерстюк. – По закону, это местная власть должна обеспечить население водой. Если нет сетей, организовать подвоз воды, в труднодоступных районах России так и делают».
КЖД пояснила, что колодец в пос. Озерки не был «общественным».
«Этот объект довоенной постройки находился в полосе отвода железной дороги, числился на её балансе и на протяжении десятилетий для технических и технологических целей железной дороги не использовался, - пояснил начальник отдела корпоративных коммуникаций КЖД Александр Першин. – Начиная с 2000 года станция Озерки Новые была подвержена постоянным подтоплениям в период ливневых дождей и прохождения паводковых вод, что могло негативно сказаться на безопасности движения поездов. Чтобы исключить подтопления земляного полотна, расстройства железнодорожных путей и нарушения работоспособности систем автоматики, был разработан проект реконструкции системы водоотведения. Проектная документация на реконструкцию объекта прошла госэкспертизу и получила положительное заключение. Ось водоотводной канавы, обеспечивающей отвод воды от горловины станции с устройствами сигнализации и управления стрелочными переводами, проходила по месту расположения колодца. Инженерные работы по обустройству водоотводной канавы выполнили в соответствии с проектом осенью прошлого года. Кроме ремонта системы водоотведения на железнодорожной инфраструктуре выполнили работы по ремонту водоотводов и инженерных сооружений на территории посёлка Озерки, что позволило исключить подтопление муниципальных объектов. При выполнении указанных работ система водоснабжения посёлка Озерки не затрагивалась».
Ждём реакции от администрации округа, собирается ли она обеспечивать жителей ул. Шоссейной питьевой водой.
Бойлеры «летят»
На отсутствие или безобразное качество воды жалуются по всей области. Как только «АиФ» бросил клич рассказать об этой беде, телефон в редакции не смолкал.
«Открываешь кран – вода идёт жёлтая, вонючая, – возмущается пенсионерка, блокадница Тамара Кисилёва из пос. Новобобруйск. – Два дня вообще шла чёрная, как нефть. Кто бы взял на анализ – ужаснулся. Магазин не успевает привозить бутыли с водой, люди расхватывают. Мне повезло: во дворе есть колодец. Спасибо немцам!».
Галина Иванченко живёт в новой пятиэтажке на пр. Ленина в Гусеве. «Вода – зелёная, с запахом тины, – говорит она. – Даже умываться страшно».
У жителей пос. Железнодорожный из крана течёт ржавая жижа. «Стирать, готовить невозможно, – рассказывает Анатолий Филиппов. – Фильтры летят. 70 руб. ежемесячно платим за воду, а пользоваться не можем. Двадцать лет ездим на родники за водой. На все вопросы у чиновников ответ один: нет средств».
Житель Балтийска Сергей Дустин сбился со счёта, какой бойлер уже меняет. Последний выдержал чуть больше года. «Когда я его снял, достал ржавчины с два кулака, – говорит он. – У нас в городе нет горячего водоснабжения. Бойлеры в каждой семье, регулярно выходят из строя. Проблеме много лет. Реконструкция ВНС-2 так и не завершена (администрация расторгла контракт с подрядчиком, его имущество арестовано. – Авт.). Я сознательно не плачу за такую воду. Собираю документы в суд. На прошлое заседание ответчики принесли результаты испытаний: всё в норме. И это норма?!
Власти Балтийска видят причину в том, что во внутридомовых и магистральных сетях имеются годами копившиеся отложения. На входе в дом надо устанавливать фильтры тонкой очистки.
Всё по нормам?
При огромном количестве недовольных тягаться с инстанциями решаются единицы. Люди окончательно разуверились, что можно чего-то добиться.
По информации управления Роспотребнадзора, за минувший год от жителей поступило всего 166 жалоб на качество водопроводной воды. Безопасная в эпидемиологическом отношении вода подаётся жителям Советска и Калининграда, где проживает половина жителей. На протяжении нескольких лет значительно хуже среднеобластных показателей вода в Кразнознаменском, Славском районах, Озёрском, Гурьевском, Багратионовском городских округах, где дополнительная водоподготовка не проводится либо не эффективна из-за устаревшего оборудования. В целом 66,3 % населения обеспечены доброкачественной питьевой водой. 26, 6 % получают воду, показатели качества которой имеют кратковременные незначительные отклонения от норматива. В пробах выявляют повышенное содержание железа и мутность. Это связано, в том числе, и с техническим состоянием разводящих сетей. В 2018 г. по результатам шести внеплановых проверок нерадивых поставщиков ресурса оштрафовали в общей сложности на 98 500 руб.
Сумма, не сопоставимая с тем, что платят жители за бутилированную воду и сломанную бытовую технику. Может, пора писать коллективные иски в прокуратуру?
Более-менее благополучная ситуация с водой в Калининграде. В текущем году здесь планируют завершить реконструкцию Восточной водопроводной станции. Как нам сообщили в МП КХ «Водоканал», объект готов на 56 %. Запуск станции позволит увеличить подачу в город изначально более качественной воды из подземных источников.
В настоящее время воду, которую добывают из подземных источников и очищают на Восточной водопроводной станции, получает 80 тыс. человек - всего около 20 % жителей областного центра. Остальные довольствуются водой из питьевых водохранилищ и реки Преголи, которую очищают на Центральной и Южной водопроводной станции № 2.
«В Центральной лаборатории предприятия воду проверяют ежедневно: в источниках, на стадиях очистки, на выходе со станций и в контрольных точках разводящей сети города. Производственные лаборатории водопроводных станций производят ежечасный контроль качества. Вся вода соответствует требованиям СанПиНа», – рассказали в «Водоканале».
Но, если по нормам все замечательно, почему тогда люди регулярно тратятся на бутилированную воду?
По словам главного технолога предприятия Ларисы Жильцовой, на водопроводных станциях в качестве дезинфектанта пролонгированного действия применяется гипохлорит натрия. С его помощью обеспечивают надлежащее санитарно-бактериологическое состояние питьевой воды и водопроводных сетей. Но он может негативно влиять на запах и привкус воды. Требования к качеству бутилированной воды значительно жёстче, поэтому она кажется вкуснее.
Комментарий
Руководитель рабочей группы региональной Общественной палаты по тарифам и услугам ЖКХ Сергей Шерстюк:
- Никакой программы «Чистая вода» в области нет. Хотя ещё при Цуканове говорили о её необходимости. Роспотребнадзор уже не первый год даёт по носу правительству, выявляя большое количество муниципалитетов, где вода не соответствует нормативам. Не зря санитарные врачи говорят, что её нельзя пить из крана. Воду не очищают, как положено. Зачастую необходимые реагенты используют только перед проверками. У населения выходит из строя бытовая техника, радиаторы. В Балтийске воду стали давать чуть ли не по часам. В месяц - по две-три аварии на сетях. Давно не меняли трубы - ржавчина их разъедает. Женщина из Гвардейска принесла мне банку с водой, где плавали черви. При этом официально всё в порядке. Служба по тарифам должна устанавливать на воду пониженного качества более низкие тарифы, чтобы побудить власти действовать. Но этого не происходит. Министерство строительства и ЖКХ должно централизованно закупать оборудование для станций обезжелезивания, но во многих городах их вообще нет. А нищим муниципалитетам такие траты не потянуть.
Официально
Министр строительства и ЖКХ Сергей Черномаз:
- Федеральный проект «Чистая вода» направлен на повышение качества питьевой воды в 83 регионах. Главная задача – увеличить число россиян, обеспеченных качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения до 90,8 % к 2024 году; горожан – до 99 %.
Сейчас с Роспотребнадзором изучаем, в каких муниципалитетах уровень качества водоснабжения хуже или лучше. По итогам инвентаризации сформируем региональную программу по повышению качества услуги водоснабжения.
Предполагается, что на период 2019-2024 годов области выделят 904 млн руб. из федерального бюджета. В региональном бюджете на этот же срок уже предусмотрели 7,7 млн. Главам администраций МО рекомендовано половину средств, выделяемых по Программе конкретных дел (ПКД), направлять на решение проблемы качества водоснабжения. В 2019 году на программу предусмотрели 190 млн руб. В 2018 г. по ПКД в муниципалитетах заменили 15 км труб на объектах водоснабжения и отремонтировали 184 водозаборных скважины.